Что такое баба-травница? Оказывается это кукла, которую можно сделать своими руками. Это и многое другое показали на мастер-классе Ирины Аксеновой. Корреспондент Academ.info побывал там.
Хрупкая с виду женщина возится с подготовкой, раскладывает на столе материалы для работы – лоскутки ткани, краски, штампы и синтепон. Сильно пахнут свежие, недавно собранные травы – ромашка, душица и тысячелистник. Все это пригодится нам сегодня, чтоб сделать свою куклу под руководством Ирины Аксеновой, независимого этнографа. Мастер-класс, объясняют мне, проходит в рамках проекта «Ожившая история», это – только один из творческих матер-классов по этнографии, проходивших этим летом.
Наконец все готово и люди подтягиваются к столу, привлеченные не столько вызовом Ирины, сколько запахом трав и цветными косынками кукол. У каждой игрушки свой наряд и свое предназначение, и у каждой – абсолютно белое тканевое лицо. Это потому – объясняет Ирина – что куклы обрядовые и в них не должны вселиться злые духи. А у простых игровых кукол лица, наоборот, аккуратно вышиты крестиком.
- Куклы…Меня они всегда завораживали своей простотой, многозадачностью, красотой.
Это удивительно, когда женщина своими руками могла создать себе из сподручных материалов сильные образы. Куклы бережно хранились, передавались от матери к дочери
Ирина увлеклась куклами от мастера Людмилы Савицкой из Новосибирска. И теперь она собирает о них истории, информацию в этнографических экспедициях. Например, в одной из экспедиций ей рассказывали, что кукол крутили бабушки для детей и вешали их на шею как оберег. Если потеряется - крутили новую. Крутили из лоскутов, из одеял. Самое важное здесь, что бабушки с такой теплотой вспоминают это время, когда они играли в "ручные" куклы. Здесь возникает вопрос о том, что важны состояния, мыслеобразы, вживаемость в сам процесс игры – утверждает Ирина.
Сегодня мастер класс «три-в-одном», мы крутим куклу, занимаемся набойкой и слушаем волшебные народные колыбельные. Платья уже готовых куколок пестреют узорами – магазинными цветами и так называемыми набойками – отпечатками орнамента. Набойки мы выбираем и делаем сами. Берешь штамп, окунаешь в краску, и вот кусок ткани, будущий сарафан для куклы, пестреет узорами. Каждая печать значит свое, но чаще всего они, узорчатые цветы и птицы, связаны с плодородием и природой. Мы увлеченно рисуем свой, особый узор. Над столом, пахнущем травами, поднимается магический, будто пришедший из прошлого голос Ирины:
- Полынь горькая в поле трава
Располынушка ли моя…
Это одна из колыбельных, которые Ирина собирает сама. Отвечая на вопрос о том, всем ли дан талант так петь, она улыбается: «раньше песни были в жизни ребенка с самого раннего детства и дальше – всю жизнь. Нельзя было не научиться. Слушаешь и учишься, подтягиваешь голос».
Колыбельная кончается, и мы почти заканчиваем заготовку. Голова, сарафан, плотные круглые груди – символ плодородия. Осталось только сделать из трав и тряпочек плотный комок и перевязать куклу. Три раза от себя и два узла, это важный ритуал.
Из-под рук, неловко рвущих ткань и завязывающих узелочки, выходит настоящая народная кукла, почти живое существо. Её пухлые бока пахнут травами и обещают спокойный вечер в теплом доме. Взвешиваешь в руке – совсем легкая, но такая значимая мягкая фигурка.
Сейчас у детей большой выбор кукол, но интерес к ним рождается не всегда. «Думаю, было бы полезно проводить занятия по скрутке кукол в детских садах, на уроках труда в школах и т.д. Помимо всего прочего это еще и развитие моторики у ребенка, памяти и образного мышления» - рассказывает Ирина. И правда, за время мастер-класса руки размялись, пальцы забегали. И появилось еще что-то, ощущение создания нового, ощущение волшебства. Давно забытое и вытянутое из глубин памяти, сплетенное из лоскутков и тряпочек чувство времени, принадлежности к чему-то давнему и большому.
Юлия Сергакова, студентка факультета журналистики НГУ
Обсуждение на Форуме Академгородка