Борис Горст – новосибирский скульптор, в числе его работ – памятник Победы, выставленный в музее Института горного дела, реставрация бюста Пушкина, памятник Батурину, скульптуры в Новосибирске, Чанах и Кыштовке.
Философия Пигмалиона
И вот мы на экскурсии в его мастерской. Хотя "экскурсия" – слово немного неточное. Скорее, это поход. В гости. Небольшой, приятной компанией к одному очень талантливому человеку. В его нетипично чистой и аккуратной мастерской работает сразу два мастера, Борис и его учитель Анатолий Назаров. Сложно сказать, что стало причиной такой почти идеальной чистоты мастерской, то ли запланированная встреча гостей, то ли причины и вовсе не было, и чистота способствует собранности. Но даже, несмотря на расставленные по полкам бюсты и скульптуры, чистый пол и кристально прозрачные окна, в воздухе отлично чувствовался "рабочий дух" – мелкая гипсовая пыль.
На небольшом постаменте стоит начатая работа – бюст девушки с короткой прической и восточным разрезом глаз. Каждую свою скульптуру Борис называет по имени. "Восточную" девушку зовут русским именем Алёна.
"Есть ли у меня музы и прототипы? Да. Все они – реальные, невымышленные люди. Я считаю, что красота замечательна необычными чертами. В своих работах я стремлюсь их выделить, а недостатки немного сгладить. Искусство не должно создавать копий, оно должно создавать красоту. В этом плане мне очень близки художники и скульпторы эпохи Возрождения", – рассказывает о своих работах Борис.
"Вот у этой девушки, – указывает скульптор на фигурку тонкой девушки в пышной юбке, – роскошные волосы, я старался сделать их максимально выразительными. А длинная юбка добавляет экзотичности".
"А вот эта миловидная девушка – моя жена, – Борис бережно достает с полки женский бюст. – Я слепил его 13 лет назад, и он мне очень дорог. Именно такой я увидел свою жену".
— Как Вы стали скульптором? Вы получали специальное образование?
— Нет, специального образования у меня нет. Да и история моего знакомства со скульптурой довольно забавна. Когда мне было 24 года, я занимался в тренажерном зале. В этот зал однажды забрел Анатолий Назаров в поисках модели для скульптуры "У реки", скульптура состояла из двух элементов – парня и девушки, сидящих друг к другу спиной. Вот на роль натурщика-парня и пригласили меня. Я с большим интересом наблюдал за работой скульптора и после завершения работы попросился в ученики Анатолия. Мой тренер даже шутливо грозился выбить стекла в мастерской, где мы работали вместе с Назаровым. Так что любовь к скульптуре победила любовь к спорту.
— Востребованы ли в Новосибирске скульптуры как товар?
— Нет. На рынке чаще всего востребованы ритуальные портреты. Иногда ко мне приходят богатые люди и спрашивают: "Сколько будет стоить портрет моей жены?", я отвечаю: "Тридцать тысяч". Я беру эту цифру с потолка, зная, что не стану за такие деньги делать заказную работу, потому что не уверен, что захочу вкладывать в нее душу. Когда заказчики вдобавок узнают, сколько времени уйдет на изготовление портрета, особенно, если он из камня, то задумчиво уходят… Им не нужен эксклюзивный портрет, они предпочтут заказать его там, где его выполнят быстро – просто составят макет по фотографии. Он будет реалистичным, похожим и "конвейерным"....
* * *
Следующая "экскурсия" состоится в ближайшие выходные. Предполагается посещение мастерских Александра Чернобровцева, Данилы Меньшикова и Константина Скотникова, прийти в гости к художнику может любой желающий, зарегистрировавшись по телефону 8-905-951-17-26.
Если у Вас есть вопросы к Борису Горсту, Вы можете их задать, написав ему письмо на Gorst(собака)ngs.ru.
Фото автора
Елена Гол