Радость узнавания – пожалуй, так можно описать то чувство, которое я испытала, когда на сцене появились глумклубовцы: то были не неизвестные молодые студенты, а те, что учились курса на два-три старше, чем я. Ребята, хотя правильнее назвать их молодыми мужчинами, вышли, поставили на столик, элемент скупого оформления сцены, минералку и бутылку, удивительно напоминающую напиток крепостью 40 %, вздрогнули и начали исполнять до боли знакомые, родные миниатюры. Это были "Новинки Ленинской библиотеки", зарисовка "Кто что пьет", "Персик" и т.д. Для тех, кто плохо знаком с творчеством "Глум-Клуба", приведу несколько примеров.
"Кто что пьет": "Гений я, Альберт Эйнштейн. Пью тринадцатый портвейн". "Я писатель Саша Пушкин, я всегда беру чекушку". "Гоголь я, известен всем, я всегда беру 0,7". "Я премьер, я Путин Вовка, пью я только газировку". (Авторы следят за политической ситуацией, в первоначальном варианте Владимир Путин был президентом).
"Новинки Ленинской библиотеки": "Они познакомились по Интернету, начали встречаться, она забеременела, он ее бросил. Читайте: Иван Гончаров, "Обыкновенная история". "Он бился головой о дверь… Читайте на дверях Ленинской библиотеки расписание работы Ленинской библиотеки". "Некрасивые, странные девушки. Ищите в читальных залах Ленинской библиотеки".
Свежим выглядел номер, где показали, как одно и то же событие – "вышел зайчик погулять, вдруг охотник выбегает…" – будет представлено в различных СМИ.
Лента.ру: "Вчера в Новосибирской области открыт сезон охоты на зайцев".
Комсомольская Правда: "Маньяк на лыжах" (заголовок). Зайчишка получил пять огнестрельных ранений, был освежеван, но выжил (лид-абцац). Чудовищный случай произошел в Новосибирске…
НГС.НОВОСТИ: Вчера в зале суда состоялось рассмотрение дело убийства зайца двухлетней давности… Комментариев: 365, включая "Так и ему и надо!", "Опять журналисты неправильно работают!"
Эту старость номеров можно объяснить двумя способами. Первый, и печальный: нет, к сожалению, на Гумфаке сейчас творческих ребят, которые переняли бы эстафету у дважды победителей Кубка КВН НГУ, или сегодняшнему поколению это не интересно. Второй, более оптимистичный: номера были подобраны таким образом, чтобы вести диалог с интересным гостем, Псоем Короленко (хотя это не оправдывает того, что молодежи совсем не было на сцене).
Действительно, тематически номера перекликались, представляя некие вариации на одну и ту же тему. Например, можно сравнить, как видят Псой Короленко и Илья Булгаков сочный фрукт персик, причем сложилось впечатление, что в песенку Псоя, исполняемую на английском языке, вставляется, по желанию, любое название. Или "Глум-Клуб" берет детские стихи Барто и переделывает их в стилистике "Евгения Онегина", а Псой распутывает целый клубок-историю из ниточки "Мой дядя самых честных правил".
Песенки Псоя – особый метажанр, сплав частушки, сказки, кусочка какого-нибудь стихотворения. Иногда ему достаточно просто чьего-либо имени, чтобы выстроить собственное повествование. Известный сюжет Псой часто доводит до абсурда, чего только стоит "Колобок", в котором появляются и бык, и слон, и "Терминатор, Калифорнии губернатор".
Конечно, можно сказать, что все это бред, и это отчасти будет правда. Но… "Страньненьким все можно", – поет Псой под простенькие аккорды синтезатора-"гармохи". И думаешь, зачем анализировать и подходить серьезно к твореньям "юродивого"? И тогда неожиданно этот доведенный до крайней степени абсурд тебя засасывает, и вместе с залом поешь, адресуя Псою: "Чудовище ты, красавица я!".
Так что, думаю, Псоя стоит лучше, как говорится, один раз увидеть и услышать, чем читать о его музыкально-песенных опытах в прессе.
Скоморошьи эксперименты Псоя многие не примут, как не примут и "гуманитарный" юмор "Глум-Клуба", но какая-то часть все равно придет на следующее "пиршество интеллектуального юмора".
Алена Правдина,
специально для Academ.info