Следует немного задержаться на названии фестиваля. Оно было заимствовано из повести М. Михеева «Тайна белого пятна». Не будем сейчас вдаваться во все оттенки смысла этого словосочетания. Важно знать, что относительно сибирской фантастики белое пятно не означает пустоту, зияющую дыру на литературной карте русской фантастки. А как раз наоборот. Сибирская литература – как драгоценная руда, из которой со временем можно будет добыть чистейшее золото. Так считают столичные писатели-фантасты. По крайней мере, так говорят.
Между тем, в рамках фестиваля был проведен всероссийский литературный конкурс. В список финалистов попали имена новосибирских начинающих писателей. Это Вадим Синицын, Татьяна Сапрыкина, Дарья Беломоина. Быть может, в этих именах и кроется будущее сибирской фантастики?
Переходя от лирики к практике, следует отметить, что фестиваль состоялся во многом благодаря финансовой поддержке областной администрации. В начале года Геннадий Мартович Прашкевич, наш сибирский писатель, поэт и литературовед, обратился в департамент культуры с идеей проведения фестиваля. И неожиданно получил добро. Да еще, ко всему прочему, в денежном эквиваленте. В итоге на средства, выделенные обладминистрацией, были приглашены 5 известных писателей.
Оглашаю список: Дмитрий Володихин, Александр Етоев, Владимир Ларионов, Виталий Пищенко, Василий Головачев.
Долго и подробно рассказывать программу фестиваля не стану. Отмечу такой момент. Приглашенные звезды российской фантастики проводили встречи и мастер-классы не только в нашем городе, но и в других городах и весях. В рабочем поселке Коченево, в Искитиме и Тогучине немало ценителей этого литературного жанра. Поэтому маршрут был проложен и через эти земли. Ведь фестиваль был задуман не как междусобойчик, а в большей степени как конвент для писателей-фантастов и любителей жанра фантастики, независимо от их места проживания.
«Я бы хотел, чтобы читателей (не только фантастики) стало больше, – высказал свои пожелания Владимир Ларионов. – Поголовье читателей уменьшается в стране. А такие мероприятия, надеюсь, будут способствовать увеличению желающих читать и фантастику, и классику, и современную литературу».
Например, Дмитрий Володихин посоветовал почитать на досуге что-нибудь из произведений Виктора Колупаева, роман «Лунная радуга» Сергея Павлова и далее до плюс бесконечности. А Геннадий Мартович сказал, что в последнее время он читает в основном литературоведческие, научные книги, а из области фантастики Геннадий Мартович назвал Стивена Хоккинга и, улыбнувшись, добавил, что его увлекает литература, повествующая о странных состояниях материи, времени и пространства.
Если говорить о месте российской фантастики в современном мире, то за него беспокоиться не приходится. И пусть в кино произведение фантастики, на основе которого строится картина, теряет целостность, оставляя режиссеру следовать по мотивам, дабы воссоздать утраченную полноту. Все виды искусства взаимно дополняемы. Об этом говорил Василий Головачев в ходе беседы о фильме «Смерш-2», снятом по его одноименному роману.
«Фильм получился не таким, каким я его видел, но он получился зрелищным. Смотреть его можно, нужно и даже не один раз, потому что там есть философия, которая не просматривается на первом визуальном уровне».
В общем, фестиваль прошел в размышлениях вслух, местами разбавляемых литературоведческими спорами, но при всех разночтениях писателей и их ценителей связывала светлая грусть и надежда на встречу в следующем году на фестивале фантастики «Белое пятно».
Татьяна Стефаненко