— Вы и готика как-то связаны?
— Я никак не связана с готикой.
— Почему Вас заинтересовала эта тема?
— Мне было любопытно посмотреть на представителей именно готической культуры. Готика – очень интересная и красивая тема. Я хотела не просто запечатлеть то, что вижу, я хотела развить эту тему. Всё началось с обычной фотосъёмки новосибирской готессы. Получилась необычно, красиво. Потом ещё одна съёмка. И я поняла, что из этого мог бы получиться интересный проект.
— В Ваших работах готика «чистого вида»?
— В выставке, несомненно, присутствует готика. Но в первую очередь это моё восприятие мира, моё восприятие готической культуры. Готика многогранна, в ней присутствует много течений: готик-лолита, киберготика, белая готика и др. Я старалась уйти от мрачности и банальности. Когда я изучала материалы готик-фото, то отметила, что фотографии все похожи одна на другую. Ведь представление о готике диктует видение фотографа: это что-то тёмное, мрачное, бесцветное.
— Тема готики – довольно сложная для человека, не имеющего отношения к этому течению. Как Вы думаете, благодаря чему проект удался?
— Сообщество готов – это закрытое сообщество. Попасть в него мне было очень сложно. Хочу сказать большое спасибо Марии Калугиной, солистке группы «Ozimandiаs», которая помогла войти мне в готическое сообщество. Я в шутку называю её «мой личный гот», хотя, на самом деле, она не позиционирует себя как готесса. Она помогла мне при создании образов, подборе моделей для съёмки. Она стала консультантом выставки. Я уверена, что без неё проект не получился бы. Ещё помогло чувство юмора: оказалось, готика – это очень позитивно. Кроме того, готы очень талантливые, интеллигентные люди. И представление о том, что готы мрачные, порой неадекватные люди, неверно.
— Как долго шла работа над проектом?
— Мы снимали проект два года. На самом деле этот проект стал для меня очень сложным, выстраданным. Моя «готическая история» началась так. Когда я поехала на первую съёмку, я попала в автомобильную аварию. К счастью, не пострадала. Я позвонила моей модели, сказала, что задержусь. Прошла медицинское освидетельствование – сотрясения головного мозга не было. И я отправилась от Карьера Борок на другой конец города своим ходом, хотя было очень тяжело. Но съемка быстро привела меня в порядок: весь страх и негатив ушёл.
Время съемки с Марией Калугиной совпало со штормовым предупреждением – был сильный ветер, которым нам помогал – развевал волосы и одежду, поднимал клубы пыли. После работы мне даже было сложно причесать волосы.
— Вы можете назвать выставку «Fairytale» своим любимым проектом?
— «Fairytale» – самый выстраданный проект. Мы долго не могли найти для него площадку. В наших торговых центрах существует некое предубеждение, которое срабатывало при слове «готика». Поэтому хочу поблагодарить Новосибирский краеведческий музей, который принял нас. Выставка получилась самой дорогой за всю историю моих персональных выставок. Это проект полностью лёг на мои плечи, так как был подготовлен без привлечения партнёров.
— Как Вы отбирали моделей?
— У меня был доступ в закрытые группы общества готов в Интернете. Поэтому отбор моделей шёл в первую очередь по фотографиям. Мария Калугина мне активно в этом помогала. Помимо готов к нашему проекту подключились ролевики.
— Образы, костюмы – это Ваши идеи?
— Костюмы – это наряды, в которых ходят представители готической культуры на готик-пати и даже в повседневной жизни. Мы старались находить интересных, ярких моделей. Им, кстати, костюмы и принадлежали.
— Как пришла идея назвать готик-выставку «Fairytale»?
— «Fairytale» – это сказка. Назвать выставку просто «Готика» было неинтересно, и это бы не отразило моей идеи. На фотографии нет «надсадной» готики, моё видение – сказочное. Название «Сказка» тоже бы не подошло – это и русский Иванушка-дурачок, и Василиса Прекрасная. В моей выставке герои – это готик-Лолита, Алиса в стране чудес.
— Открытие выставки собрало полный выставочный зал Краеведческого музея. Вы это предвидели?
— Если честно, я была в шоке, когда увидела, как много людей собралось на открытии моей выставки. Мы этого не ожидали. Обычно, на открытие любой выставки приходят в основном знакомые, близкие друзья и те люди, которые давно следят за творчеством автора. Открытие – это тусовка, где фотограф или художник может увидеть коллег и пообщаться с ними.
— В чём привлекательность выставки?
— Во-первых, этот проект ждали давно. Съемки велись в течение двух лет и многие из фотографий, представленных на выставке, можно было увидеть раньше на моем сайте и «Вконтакте». Поэтому этот проект был ожидаем и достаточно известен. Во-вторых, этот проект мне самой был очень интересен, потому что я считаю, что нельзя делать выставки только из-за того, что я, например, хочу заработать много денег, стать более популярной и пр. Нужно снимать только то, что интересно. Думаю, в моём проекте совпали и его долгожданность, и мой личный интерес.
— Расскажите про другие Ваши проекты.
— Сейчас я работаю над двумя проектами. Часть первого уже можно посмотреть на моём персональном сайте. Это детский проект, который я делаю совместно с сайтом sibmama.ru, крупнейшим в Сибири семейным порталом. Он сказочный, но сказка, также как и в «Fairytale», европейская. Второй проект – Союза детских фотографов Сибири. Он также посвящён детям. Мы его снимаем вместе с Викторией Сахаровой.
— Можно ли сказать, что обращение фотографов к готике сейчас особо популярно?
— Когда я начала снимать готов, эта темы была никому неинтересна. Это направление было незамеченным и фотографически неохваченным. Сейчас, действительно, всё больше людей обращаются к готике.
— Как Вы думаете, на что сейчас новосибирский зритель пойдёт обязательно, а на что нет?
— Думаю, в первую очередь зрителю будет интересна хорошая фотография. Совершенно ясно, что если вы сделаете профессиональную PR-кампанию, но у вас будут «слабые» снимки, то народ всё равно почувствует разницу и в следующий раз к вам просто не придёт.
Фото № 1 Рады Зотовой, №№ 2-6 предоставлены Анной Масловой
Юлия Огородникова