На полуабстрактные полотна Олега Шелудякова приятно смотреть – спокойные, с завораживающе разными фактурами, да еще и с вписанными (вполне к месту) формулами. На фоне формул и вполне математических названий удивительно выглядит биография автора: кроме множества художественных классов и отделения монументально-декоративной живописи Новосибирской архитектурно-художественной академии, он закончил гуманитарный факультет Новосибирского государственного университета!
Работы Ивана Кулакова разглядывать, кажется, можно просто бесконечно – яркие, с множеством деталей, написанные с удивительным чувством юмора, они открываются зрителям постепенно. Иван Кулаков – не просто художник (по его собственному признанию, живопись – лишь хобби). Основное его дело – геология. Доктор геолого-минералогических наук, заведующий лабораторией сейсмической томографии Института нефтегазовой геологии и геофизики СО РАН рисует «для души».
Накануне профессионального праздника мы не могли отказать себе в удовольствии взять у Ивана Кулакова интервью.
— Расскажите немного о проекте. Есть этих Ваших работ какие-то особенности?
— Во-первых, у меня не так много монументальных работ. Одна из них сейчас находится в Нью-Йорке (осталась там после выставки 2002 года), другая – во Флориде. Но этот проект необычен не только монументальностью полотен. Это заказной проект – у компании появился новый трехэтажный офис, который меня и попросили оформить. Я в свою очередь привлек Олега Шелудякова – замечательного художника и моего друга.
— Что значит «заказной» – Вам указывали размеры и количество картин, тему?
— Нет, нужно было просто сделать хорошо. Мы наметили несколько мест, где должно было висеть что-то нейтральное, создающее особую атмосферу. Для таких мест идеально подходят интерьерные работы Олега. Мои работы с множеством деталей, с иронией, а порой и сарказмом, конечно, нельзя вешать, скажем, перед кабинетом директора или в зале совещаний, зато им найдется место в зале для свободного творческого общения, в кафетерии. Вообще, надо сказать, что картины такого типа крайне редко используют для оформления офисов. Работы Олега в этом смысле более традиционны.
— Приоткроете завесу над творческой кухней? Как создавались работы?
— Эти картины создавались очень нетипично. Я рисовал эскиз, отправлял его директору компании. Он отмечал места, где могут возникнуть «кривотолки». Были места, где на его взгляд, на картине нарушена техника безопасности. В частности, мне настоятельно рекомендовали дорисовать очки и каску мужчине и женщине с инструментами. Правда, я был категорически против – это бы обезобразило фигуры. Неожиданным для меня оказалось условие политкорректности – на полотнах должно было быть одинаковое количество мужчин и женщин. Я, конечно, тут же спросил про негров и голубых. В общем, каждый этап пришлось согласовывать... Такая схема работы для меня очень не типична. Обычно я работаю «медитативно», зачастую заранее даже не знаю, что именно получится.
— Но все-таки основным в Вашей жизни остается наука. А живопись Вам как ученому помогает или, наоборот, мешает?
— И искусство, и наука мне нравятся, как способ реализовать себя. Но работа ученого – это всегда сегодняшний день. Научные статьи, написанные несколько лет, а тем более, несколько десятилетий назад, очень быстро теряют свою актуальность (за редким исключением). Остро это ощущают ученые-пенсионеры, особенно работающие на Западе – стоит отойти от научной жизни, и о тебе забывают. В искусстве ситуация прямо противоположная: с каждым годом творения ценятся все больше, а после завершения творческой карьеры начинают цениться еще выше.
Есть и еще один аспект этого вопроса. Сегодня геологию рассматривают как способ добычи полезных ископаемых. Но в недрах Земли происходит множество интересных процессов, никакого отношения к полезным ископаемым не имеющих. Изучение этих процессов не приносят сиюминутной выгоды... Но именно подобные знания слагают человеческую культуру. Разработка технологий, на мой взгляд, – это прерогатива отраслевых НИИ. Академическая же наука должна быть направлена на создание самой культуры познания. Ведь культура человечества складывается не только из музыки, поэзии, живописи, но и из науки, как способа познания красоты мира. Сегодня правительство говорит, что не может позволить ученым удовлетворять свое любопытство на государственные деньги. Но именно любопытство должно двигать истинным ученым. И все великие открытия совершались именно благодаря этому качеству – простому любопытству.
Выставку «Искусство видеть глубоко» можно увидеть до 28 марта.
Фотографии предоставлены Иваном Кулаковым
Юлия Черная