«Театральный спектакль каждый раз играется «здесь и сейчас», в том, как он пройдет, многое зависит от реакции зрителей, – говорит Анастасия Журавлева, продюсер проекта. – В видеоверсии происходит фиксация определенной стадии жизни спектакля. Здесь уже ничего не изменишь. Законы восприятия видеоизображения и живого представления отличаются значительно. Акценты, концентрация внимания зрителя на том или ином нюансе, реакции, оценке в видеоверсии достигаются за счет выбора того или иного плана, который видит зритель. Если живая эмоция – безусловное преимущество театрального спектакля, то видеоверсия обладает мощным ресурсом в виде крупного плана актера. И если это такой блистательный актер, как Балуев, то в этом видеоверсия выигрывает».
«Для того, чтобы снять спектакль в режиме «один к одному», то есть без дублей и остановок, работала большая постановочная группа: режиссер, телеоператоры, ассистенты режиссера, специалисты по звуку, администраторы. Подготовительный этап проходил два месяца», – объясняет Анастасия Журавлева.
Сначала все участники постановочной группы смотрят спектакль, затем проходит техническая съемка, которая тщательно разбирается с ведущим оператором. После этого – обязательная часть подготовки – встреча с режиссером спектакля. Затем все задействованные в съемочном процессе операторы смотрят техническую запись еще раз. И с пьесой в руках съемочная группа проходит каждую сцену, каждый эпизод. Расписывается партитура для каждой камеры – и лишь затем начинается съемка.
В театре главный – режиссёр, это он придаёт спектаклю ту форму и настроение, которым в итоге наслаждаются (ну, или как получится) зрители. У видеоверсии есть специальный телевизионный режиссёр. Два повара над одной кастрюлей?
«Важно оговорить с телевизионным режиссером – на чем расставить акценты, – высказывает свое мнение режиссер спектакля «Маскарад» Тимофей Кулябин, – ведь на сцене может быть 30 человек актеров, но смотреть и обращать внимание надо совсем на другое. Правильно расставленные акценты помогут при монтаже, а телевизионный зритель будет наблюдать и понимать изначальный смысл так же, как если бы он находился в зале».
Театр хочет создать архив для истории и представлять свои работы на фестивалях в хорошем качестве. Для этого нужны такие видеоверсии, по которым можно составить полное впечатление о спектакле. И зрителям, которым спектакль понравился, будет приятно иметь диск с его профессиональной записью в своей коллекции. Правда, по словам Александра Кулябина, директора «Красного факела», записи можно будет приобрести только после того, как спектакль снимут с репертуара.
А вот Анастасия Журавлёва считает, что появление видеодисков с телеспектаклем не только не снизит посещаемость, а наоборот, может её повысить. «Я с удовольствием куплю на память диск с хорошим спектаклем, но не перестану от этого ходить в театр. И постараюсь посмотреть понравившийся спектакль на сцене еще раз, поскольку он живет, меняется. А вот любимые эпизоды буду с удовольствием пересматривать на видео, повезу с собой в другие города и страны – показать друзьям», – делится она своими мыслями.
Видеоверсия «Маскарада» – это уже второй результат сотрудничества студии телевизионных решений «Гамма» и театра «Красный факел». В прошлом году они совместно снимали спектакль Тимофея Кулябина «Макбет». Диск отправили в экспертный совет Национальной театральной премии «Золотая маска». «Макбет» представлен на эту премию в трех номинациях: «Лучший драматический спектакль на большой сцене», «Лучший режиссер» и «Лучший актер» (Константин Телегин – за роль Макбета). О результатах мы узнаем 16 апреля. Но спектакль новосибирского театра уже вошёл в восьмерку лучших.
Ангелина Иванова