В «НИИ КуДА», где проходило открытие, было не протолкнуться: «С.Ш.А.» – своего рода «отчетный концерт» новосибирского музыкального подполья, выходящего из переходов и с улиц на настоящую сцену. Фестиваль занимает нишу между серьезным музыкальным творчеством и художественной самодеятельностью, давая возможность новорожденным талантам попробовать свои силы.
Андеграунд – он в любом искусстве андеграунд: хотя основу программы традиционно составляет тот самый «шестиструнный андеграунд», то есть акустический концерт, организаторы не забывают ни про поэтов (подчеркивая, что изначально фестиваль задумывался как поэтический), ни про художников, для которых выделена в этом году отдельная площадка в галерее «Седьмое небо». В этом году «С.Ш.А.» серьезно расширился форматно и географически: в программу фестиваля включены семь мероприятий (включая электрический концерт и поэтический вечер), которые будут проводиться до 11 апреля не только в Академгородке, но и в городских клубах.
Открытие в очередной раз продемонстрировало, что фестиваль – настоящее русское поле экспериментов: участники пели, читали стихи, играли на всевозможных инструментах, начиная со скрипки и заканчивая самодельным барабаном из козлиной кожи. Иногда – все это одновременно. Необычность происходящего иногда зашкаливала: переходящие в визг женские стихи про то, как «собачка писает кровью», вызвали смутный ропот даже у бывалых зрителей, некоторые из которых реагировали в духе «да я матом лучше скажу!»
Кроме того, чувствовалась все же некая скованность форматом клуба. В прошлом году фестиваль проходил на третьем этаже «Интеграла», в огромном помещении, которое было разделено на несколько зон и в котором можно было сидеть на полу (для этого были предоставлена специальные куча обрезков ткани), гулять, смотреть тут же развешенные рисунки или плясать на большом танцполе: все это создавало атмосферу «Нашествия» в отдельно взятом Академгородке.
В клубе возможности для всего этого были сильно ограничены: на полу сидели 3-4 человека (в основном – фотографы), никто не танцевал, передвижение было затруднено деревянными столиками, а общение происходило в основном на крыльце. Кроме того, дружеские заявления выступающих вроде «я немного пьяная», «простите за косяки» в серьезном заведении звучали уже не так непринужденно. И конечно, само меню клубов и баров, куда в этом году переместился фестиваль, сильно удорожает посещение концерта, хотя сам билет стоит символические 70-100 рублей.
За эти деньги можно было послушать участников из Новосибирска, Томска, Омска и Барнаула, исполняющих на английском и русском языках жанры от заводного джаза до поэтического фольк-рэпа. И это, видимо, далеко не все, чем удивит Новосибирск Сибирский Шестиструнный Андеграунд, учитывая, что большая часть фестиваля еще впереди.
Фото предоставлено организаторами
Дарья Жданова