— На выставке очень цельная композиция, она называется «Забытые сны». Много тумана, таинственности…
— А что за туманом? Он у Вас везде – даже в натюрморте с пионами.
— За туманом свет, просветленность. Для меня туман – некая живая субстанция. Проходя сквозь нее, видя сквозь нее, мы меняемся, меняется наш взгляд. Силуэт человека. Когда я писал – не задумывался об этом. Человек оживляет пейзаж. В живописи все неслучайно. Когда ты пишешь – вспоминаешь какие-то свои переживания, эмоции. Все эти слова подходят под определение живописи. Живопись можно рассматривать как нечто живое. Живое – живопись. Живое письмо. Письмо – послание зрителю.
— Cреди 70 представленных картин все что угодно, но только не лето. Холодные тона, размытые контуры. С чем это связано?
— Мне нравится лето, но я его не люблю писать. Переживания вызывают больше другие сезоны. Осень, зима, ранняя весна. Когда деревья оголены. Мне интересно их воспринимать – они обнажаются, и мы как будто видим их скелет.
— Сколько времени уходит на написание одной картины?
— Пишу по-разному. Я очень долго готовлюсь к работе, собираю материал. Что может быть материалом? Это могут быть случайные обрывки воспоминаний, слова. У меня есть специальный альбом для подготовки к работе. Я все записываю, фиксирую. Много фотографирую. Я могу сфотографировать запотевшее стекло, и это даст некий импульс для серии работ. Но самое главное – сбор энергии для работы. Это может быть даже не один день, а несколько месяцев. Пишу, как правило, в один сеанс. По времени – не больше трех-четырех часов.
— Когда появляется ощущение, что картина закончена?
— Я просто сажусь и уже не знаю, что больше делать. Мои руки сами опускаются, я как-то на автомате начинаю собирать кисти, краски. Это на ощущениях, это необъяснимо. Не знаю, как для других, но для меня живопись – это выплеск энергии. Именно поэтому я пишу быстро, потому что энергия долго выплескиваться не может. Выставка для художника – это как альбом для музыканта.
— Что сегодня мешает молодым художникам выставляться?
— Сейчас, я бы сказал, почти ничего не мешает. Мешать может только лень. Многие молодые художники почему-то ленятся. Я являюсь одним из организаторов межрегиональной выставки «Азарт» в Барнауле. И мы каждый год сталкиваемся с тем, что участники или один и те же, или их становится меньше. Молодые художники не хотят работать, не видят перспективы. Я такой же, как они, тоже начиная 10 лет назад, не видел перспективы. Но я не опускаю руки, а продолжаю идти вперед.
Фото с сайта www.altapress.ru
Кристина Фарберова