— Про Лаврентьева существует достаточно много фильмов. Пожалуй, практически к каждому его юбилею создается очередной фильм. Зачем нам еще один?
— Чтобы попытаться сделать лучше и сказать что-то новое. Кроме того, мне, человеку местному, закончившему НГУ и живущему в Академгородке, естественно, небезразлично все, что связанно с Городком и Лаврентьевым. И это естественное желание: хотеть увидеть про свое любимое и родное хорошее кино.
— Чем же плохи имеющиеся фильмы?
— Честно говоря, очень не люблю критиковать чужие работы... Тем более, что все они сделаны настоящими профессионалами. А последний фильм я смотрел по Первому каналу. И нам еще работать и работать, чтоб достичь таких же результатов. Но всё же попробую объяснить. Лично вы видели фильмы о Лаврентьеве? А почему вы их смотрели? Вот именно, на мероприятиях, посвященных Лаврентьеву – потому что вам этот фильм показали практически принудительно.
Еще до написания сценария создатели фильма ставят определенные задачи. (Впрочем, хорошо если эти задачи вообще ставятся.) Для меня первой в этом списке задач стоит создание фильма, который интересно смотреть. Я подозреваю, что отнюдь не все создатели фильмов о Лаврентьеве ставили пред собой такую задачу. В итоге фильм смотрят те, кто выделил на него деньги, сами создатели и зрители, попавшие на определенное мероприятие, например, на Михайлов день. Я видел три подобных фильма – все они примерно об одном и том же, показывают примерно одни и те же кадры и говорят примерно одинаковыми фразами. Мне не хотелось, чтобы к 110-летию появился очередной «примерно одинаковый» фильм.
— Чем же ваш фильм будет отличаться от уже имеющихся?
— Среди упомянутого списка задач есть и такое: рассмотреть личность Лаврентьева шире, чем это принято. Создание Академгородка – великое дело, но отнюдь не единственное, чем интересен Лаврентьев. Во всех книгах и статьях обязательно пишется, что Михаил Алексеевич еще и автор математической теории явления кумуляции, создатель ядерных снарядов и т. д. Но показать это в фильме сложно: кино опирается на видеоряд. А что можно показать, рассказывая о его участии в ядерной программе, если даже фотографий нет? Мы не первые, кто столкнулся с подобной проблемой. Это стандартная проблема исторического документального кино. Поэтому современные документальные фильмы все чаще снимают в формате «докудрамы», то есть используют в фильме исторические реконструкции.
— Многих людей пугает идея использовать не только хронику, но и снять реконструкцию событий. Задают сразу множество вопросов: кто будет играть Лаврентьева? Насколько близки будут показываемые события к реальности?
— Во-первых, это будет все же документальное кино, а значит, никакого художественного вымысла там не предусмотрено. По большому счету нам даже не придется добиваться портретного сходства с Лаврентьевым – подобные попытки, скорее всего, вызвали бы раздражение. Реконструкции применяются для того, чтобы иметь возможность использовать в фильме «символы эпохи». Например, актера играющего Лаврентьева, мы увидим либо издалека, либо силуэтом человека в пальто. Во-вторых, реконструкция событий – это общемировая тенденция, которая позволяет лучше воспринять информацию, делает фильм более ярким и поднимает его на уровень прогрессивного кинопроизводства. Для нас это означает возможность, скажем, разместить его в будущем на центральных каналах.
— Кто он – ваш зритель?
— Считается, что делать кино для всех неправильно. Но мы хотели бы сделать фильм для широкой аудитории – для зрителей центральных каналов.
— Вы уже знаете, как этого добиться?
— Чтобы фильм был по-настоящему интересен, в нем обязательно должна быть некая «сверхидея». В нашем фильме это будет тема ученичества, передачи опыта. У Лаврентьева есть очень интересные воспоминания детства, по которым можно судить, как формируется человек небезразличный к происходящим вокруг явлениям, умеющий задавать вопросы и находить ответы. «Как сохранить детскую любознательность?», «Как воспитать молодежь?» – эти вопросы всегда были важны для Михаила Алексеевича. Он и в Городке уделял этому огромное внимание – Университет, ФМШ, НПТ, КЮТ, клуб «Виктория», «Не может быть академика без учеников» и т.д. То есть фильм получается не только о Лаврентьеве, но и о передаче знаний, о воспитании – а это интересно всем, у кого есть дети. Широкая аудитория?
— Фильм создается на народные деньги. Что будет, если денег нужное количество не наберется?
— Мы все же надеемся, что наберем... Но на самом деле есть два возможных выхода. Во-первых, изначально у нас было два варианта концепции фильма. При недостатке средств можно опираться на более дешевый вариант: фильм без реконструкций, соответственно более короткий, но с сохранением той сверхидеи, о которой мы говорим. Таким образом, новый взгляд мы все-таки сохраним... Такой вариант, естественно, останется продуктом только для Городка – никто на центральном канале его не разместит. Второй вариант – раздать полученные деньги обратно. Но надеюсь, что в реальности нам этого делать не придется.
— Ну и, соответственно, противоположный вопрос: что будет, если денег соберут больше, чем рассчитывали?
— Честно говоря, я об этом не задумывался. Дело в том, что LBL-Production – это коммерческая организация, с которой заключен соответствующий договор только на производство фильма. Именно поэтому деньги собирают не на наш счет, а на счет общественной организации. Все решения, как о сборе денег, так и об их дальнейшей судьбе, будет принимать оргкомитет года Лаврентьева. И вполне возможно пустить эти деньги на прочие мероприятия в рамках этого события.
В настоящее время благотворительный взнос на создание фильма поступил относительно немного средств... Оргкомитет надеется, что выпускники университета все же займут более активную позицию и «отблагодарят вершителя своих судеб». 18 августа в большом зале Дома ученых Русский академический оркестр даст благотворительный концерт, все средства с которого также будут перечислены на счет.
Справка Academ.info. Компании LBL-Production более 15 лет известна на рынке производства рекламы, PR, документального и корпоративного кино под именем LBL-СИБИРЬ. Клиентами компании являются телеканалы «Россия» и «Russia Today», авиакомпания «Сибирь» (S7 Airlines), баскетбольный клуб «Химки», российские представительства компаний Тетра Пак и Никомед, федеральный оператор связи Мега Фон, УРСА Банк, МДМ-Банк, Администрация Новосибирской области и города Омска, Правительство Республики Хакасия, Федеральное Агентство по управлению особыми экономическими зонами. Фильмы, созданные по заказу этих учреждений, являются неоднократными призерами и победителями российских и международных фестивалей. Видеоролики производства LBL-СИБИРЬ входят в коллекцию лучших рекламных роликов мира Жана-Мари Бурсико, в коллекцию New York Museum of Modern Arts, имеют специальные призы фестиваля EPICA призовые места на Московском Международном Фестивале Рекламы и множество наград других российских фестивалей. На сегодняшний день в LBL-Production более трех десятков дипломов, медалей и благодарственных писем от государственных и частных учреждений, способных подтвердить высочайшую квалификацию компании, а сотрудники LBL-Production имеют государственные награды за профессиональную деятельность.
Юлия Черная