1+1
По сути, зритель попал сразу на две программы. Во-первых, узнал от признанного мастера армянского дудука Аргишти об этом и других древних музыкальных инструментах, услышал игру на дудуке и суфийской флейте (нэй). Во-вторых, стал свидетелем, как самый обыкновенный песок в руках искусного мастера Марины Сосниной превращается в сложные сюжетные картины, каждая из которых рождает следующую – органично вплетаясь или вырастая из нее, становясь единым целым.
К сожалению, обещанного организаторами «синтеза музыкального искусства и песочной анимации» не случилось. Звуки и песочные образы преимущественно существовали параллельно друг другу, прежде всего не совпадая по времени – музыка уже стихала, а композиция продолжала разворачиваться и наоборот. Но когда они становились единым целым, тогда действительно рождалось настоящее чудо и ощущение сопричастности происходящему.
Счастье есть проработанный внутренний конфликт
Вероятно, для того чтобы как-то сориентировать слушателей и настроить их на нужный лад, Аргишти перемежал выступление краткими словесными комментариями. Однако несмотря на всю искренность и старание, с которыми это делалось, слова отвлекали, а подчас силой вырывали из той мистической реальности, которую он же сам и создавал силой звука.
Дар рассказчика, увы, не самое сильное качество Аргишти. Говорит он сбивчиво, повторяясь, а самое главное излишне рационализируя. На фоне медитативных, слегка печальных звуков дудука слова о счастье как «результате правильно проработанного внутреннего конфликта» звучали диссонансом и неустранимым противоречием.
Древняя флейта нэй из магазина сантехники
Подчас бесхитростность и в чем даже детская непосредственность Аргишти и вовсе удивляла зрителя. Например, мастер в свойственной традиционному армянскому менталитету искренности рассказал, что его нэй на самом деле не совсем нэй, а обычная трубка из магазина сантехники за 28 рублей с нужным количеством дырочек.
А в начале второй части программы, уже представив очередную мелодию неожиданно для себя выяснил, что случилось то, чего никогда не было с ним ранее – он «кажется забыл свой армянский дудук» и с этими словами ушел искать инструмент в гримерку. Остальных артистов этот факт, как и зрителей, улыбнуться заставил, но заполнить техническую паузу не мотивировал.
****
Несмотря на объективные технические огрехи никто из зрителей не покинул зал. Даже дети остались до конца программы, для которых песочные образы, наверное, были больше сложными, чем сказочными, а звуки этнических инструментов в своем первозданном, не обработанном электроникой, качестве могли показаться «несколько однообразными». Именно так после программы высказалась одна из зрительниц, ожидавшая услышать древние инструменты «в современном варианте».
Большинство гостей вечера, поделившихся мнениями об увиденном и услышанном, отмечали, что они пришли ощутить романтику прошлого, услышать звуки древности, увидеть, как словно по волшебству на глазах рождаются удивительные образы, уйти от ежедневной суеты, наконец, и … они благодарны авторам «Песочного шоу» за то, что это удалось!
Александра Федосенко