Главная задача этой масштабной фотовыставки, проходящей в Новосибирске в формате биеннале с 2006 года, – знакомство публики с разнообразными идеями, реализованными средствами фотографии, и с необычными техническими приемами в аналоговой и цифровой фотосъемке. Как заявил Андрей Мартынов, бессменный директор проекта «Другое измерение», новосибирцы в очередной раз убедятся, что «фотография может быть не только документальной или не салонной, но и экспериментальной!».
В числе участников нынешнего фестиваля сразу несколько подлинных мастеров креативного фото из Сеула, Токио, Стокгольма. «Другое измерение-5» составили выставки «Пять взглядов на мир» (куратор Ён Хо Ким), «Современная фотография Швеции» (куратор Мартин Шибли), проект «На наш взгляд» (фотографии северо-американских индейцев, куратор Сьюзан Фрике) и коллекция снимков «Токийские истории».
Шведский фотограф Йонас Дамм представлен серией интерьерной фотографии, выполненной на закате: медовые потоки солнечного света заливают антикварную мебель в апартаментах на верхних этажах. «Это просто завораживающие снимки!» – не скрывает своего восхищения новосибирский фотограф Светлана Жуковская.
Еще один скандинавский фотохудожник – Магнус Петерссон – завсегдатай морских глубин. Это настоящий мастер подводной съемки. Объектами исследования шведа являются остатки затонувших кораблей. Как известно, воды Балтики довольно мутные, поэтому неизменным спутником фотографа стал трехлучевой эхолот. Палубы и трюмы старинных судов на дне Балтийского моря – это то, что мы вряд ли сможем когда-либо увидеть своими глазами. Но благодаря таким фотографам, как Магнус Петерссон, мы можем путешествовать не только в пространстве, но и во времени.
«Эти снимки способны рассказывать истории! – комментирует работу Петерссона атташе по культуре посольства Швеции в России Нортон Франк Пью. – При этом понятно и то, что фотограф, находясь в опасной близости от обломков затонувших кораблей, нередко рисковал своей жизнью. И было ради чего: эти фотографии не только вызывают эстетическое удовольствие, они ценны и с исторической точки зрения – ведь некоторые судна были впервые обнаружены именно в процессе подводных экспедиций Магнуса!». Андрей Мартынов, в свое время получивший профессию океанолога, также высоко оценил работы Петерссона.
Среди пятерки южнокорейских фотографов прежде всего, наверное, следует назвать Чо Ин Джина, впервые приехавшего в Россию с презентацией своей подборки снимков под непритязательным названием «Ветер». Но, как подметил искусствовед Ким Ён Хо, фотограф способен передать зрителю ощущение того, что «дрожащие от ветра листья и ветви деревьев на фоне неба поют песню жизни». О технологии создания этих шедевров рассказывает их автор: «Я прихожу в лес, ищу интересные деревья. Делаю несколько кадров на пятиминутной выдержке. А при печати лесной пейзаж обрезается, остается только центральная крона. Я привез сюда всего 5 работ, но вообще сфотографировал очень много деревьев. Работаю круглый год в самое разное время суток, особенно люблю снимать на закате и рассвете».
Двойную реальность перед фотообъективом создает Ли Мён Хо. Его также интересуют деревья. Но креатив корейца – в антураже. Для того чтобы подчеркнуть графичность ствола и ветвей, деревья в полях сняты на фоне огромного белого задника, установленного при помощи специального крана.
Центральное место на выставке отведено проекту «Токийские истории», в котором приняли участие фотографы из Японии и Китая, а также ряда европейских стран. Финка Беата Бернстен зафиксировала Токио за неделю до крупнейшего землетрясения и цунами 2011 года. Словно предчувствуя грандиозные разрушения, фотограф использовала траурный монохром.
Остальные виды Токио выполнены в цвете. Перед нами калейдоскоп лиц и городских пейзажей. Вот уличные скамейки с поручнями посредине, увиденные на закате фотографом Томоюки Сакагути как подчеркнуто не спальные места. Нет возможности отдохнуть и пассажирам переполненных вагонов метро. По выражению лиц прижатых к дверям японцев невозможно понять, когда и куда они едут – утром на работу или вечером домой. Отчетливо продекларирована «Зона сумерек» 2005 года в работах Синтаре Сато. При съемке с верхних точек вечернего Токио маэстро использует большую выдержку, и все движущееся исчезает. Безлюдный, затихший мегаполис в часы пик – это, безусловно, сотворенная реальность, несбыточная мечта художника…
Изюминка большой коллекции токийских фотоисторий – персональная мини-выставка Тохикиро Сато. Его снимки сделаны в 1988–1990 годах на очень большой выдержке, до трех часов. Фотограф перемещается в кадре, организуя фотовспышки и направляя их свет в объектив при помощи зеркал. На фотографиях зафиксированы только следы его перемещений. В результате вечерние дорожки в парках и дворах будто бы покрыты изгибами рекламных шнуров «Дюралайт».
Очевидно, что потрясающие снимки Тохикиро Сато и Магнуса Петерссона свидетельствуют не только о недюжинном таланте этих фотомастеров. Креатив в современной фотографии – дело дорогостоящее. И в погоне за успехом далеко не каждый в состоянии нанять подъемный кран или подводную лодку. В противовес этому соревнованию кошельков несколько лет назад новосибирский фотограф Евгений Иванов предложил коллегам свой «Манифест Новой Свободной фотографии», став первым, кто начал делать снимки с экранов телевизора и компьютерного монитора и сопровождать их шутливыми подписями. Но эксперименты подобного рода не заинтересовали кураторов «Другого измерения».
На вопрос, самодостаточен ли международный фестиваль современной фотографии без участия российских авторов, Андрей Мартынов ответил с обезоруживающей улыбкой: «Действительно, на выставке не представлены работы из России. Но это не значит, что на этом проекте для них включен красный свет. Участниками предыдущих фестивалей были и москвич Валерий Орлов, и Андрей Чежин из Санкт-Петербурга. Но в принципе подлинных экспериментов в отечественной фотографии сейчас не так много!».
Посетившего открытие «Другого измерение» Евгения Иванова более всего интересует фотографический контекст: «Вопрос отсутствия на «Другом измерении» тех же сибирских фотомастеров мне не кажется животрепещущим. Хотелось бы видеть больше хороших работ – независимо от места проживания их авторов. И в этом смысле этот фестиваль – хороший повод посмотреть на фотографию по-новому!».
Остается надеяться, что погружение в мир творческого эксперимента для новосибирских фотохудожников – как зрелых мастеров, так и начинающих – не пройдет незамеченным. Корейский критик Ким Ён Хо отметил, что «фотография как вид искусства находится на нулевой отметке созидания». А это значит, у нее большие перспективы. Будем объективны: кому как не фотографам знать о перспективе! Тем более что для этого вовсе не обязательно ежедневно смотреть в видоискатель. Посетить фотовыставку «Другое измерение-5» можно до 21 декабря.
Юрий Татаренко