«Мы это делаем для того, чтобы наши будущие потомки смогли узнать правдивую информацию о том, что творилось в наши дни», – говорит художник Иван Дыркин.
Чтобы выполнить эту важную миссию, художники накупили 20 мешков с цементом, 6 мешков песка и поутру 19 октября замесили в деревянных кадках свои будущие монументальные картины. К вечеру цемент подсох, и художники принялись за работу.
Исходя из той картины мира, что отразилась на цементных плитках, отношения между мамонтом и человеком складываются непростые. Порой трагические – как на «полотне» Сергея Беспамятных «Охота на мамонта», порой комические – «Взгляд мамонта в прошлое и будущее» от Андрея Курченко. А Константин Скотников изобразил печального мамонта на пьедестале с надписью «White cube gallery» – потомки обязательно разгадают смысл данного «петроглифа» или придумают свой, если его нет.
И хотя было объявлено, что мероприятие посвящено дню рождения скелета самки мамонта Матильды, который уже 70 лет хранится в музее, художники не хотят акцентировать всеобщее внимание на данном событии.
«Это все условно. Мы живем в этом плоском мире, линейном очень, и здесь есть какие-то чужие метки, которым надо следовать, – говорит современный новосибирский художник Андрей Курченко. – Эти метки в общем-то выступают не в роли помех, а таких легких ориентиров. Конечно, это не самое главное, что мамонта нашли несколько десятков лет назад. Ну и что. История штука непредсказуемая – опять что-нибудь найдут, и будут вокруг этого плясать. К сожалению, пляски на костях – это любимое занятие человечества. Мы не хотим следовать этому примеру. Просто с помощью абсурда мы как-то пытаемся посмотреть на мир здоровыми шизофреническими глазами, не относясь к этому серьезно, потому что то, что происходит серьезное в мире, ничем, кроме как глупостью, не назовешь»
Всего в этот день было создано 12 живописных цементных полотен. В акции участвовали как новосибирские художники, так и их коллеги из других городов и стран. Например, свои эскизы для переноса на плиты предоставили художники Владимир Селезнев (Екатеринбург), Лукас Пуш (Австрия), Андрей Пригов (Франция) и другие.
По словам организаторов, с 10 по 20 ноября в Сибирском центре современного искусства будут выставлены плиты с «петроглифами». Выставка продлится до конца года. Дальнейшая судьба «полотен» весьма туманная – планируется предать их земле для будущих археологов. Место еще не определено. Возможно, положат у стен фундамента самого Краеведческого музея.
Видео и фото автора, эскизы предоставлены художниками
Татьяна Стефаненко