– Существует ли женский юмор?
– Какие-то вещи в юморе, безусловно, можно называть женскими, не зря ведь ученые обнаружили разницу в мышлении у мужчин и женщин. Но при этом авторов-юмористов женского пола крайне мало. Тут уж, дорогие женщины, без обид, несмотря на приближающийся праздник. Но такие авторы все же есть, были и будут.
– А еще были, есть и будут женские команды в КВН, даже несмотря на небольшое количество женщин-авторов. Почему?
– Это называется тиражированием успеха. Но надо отдать должное тем девчонкам, которые играли в чисто женских командах. Хотя в памяти всех – первая женская команда, именно наша, и это приятно. Но наша команда легко выпускала на сцену парней и в литературных конкурсах, и в «домашке». Как говорится, не заморачивались. Разве что визитку старались делать под фильм «В джазе только девушки». И Диме Ловейко, и Володе Дуде приходилось напяливать юбки, парики, туфли и превращаться в Дафну и Жозефину.
– Откуда вообще возникла идея создать команду «В джазе только девушки»?
– Моя версия такова: эта идея пришла в головы Валере Мелехову, Саше Филюрину и Сергею Турицыну. Уж не знаю, кому первому. Отыграв второй сезон в 1991 году в Высшей лиге и став чемпионами, парни в 1992 ввели женскую команду в наш местный турнир «КВН-Сибири». Выиграть не удалось (в финале уже не помню, кому проиграли), но команда понравилась. Дальше они неделю уговаривали меня повезти команду в Москву и стать ее руководителем. Честно говоря, я так и не понял зачем. Они ведь сами тоже поехали. Может, думали, что у меня какие-то особые связи появились и какое-то секретное умение.
В программу вошло много номеров и шуток, которые сначала были показаны в Новосибирске. Например, высочайшая по уровню заявка на фестивале в Воронеже почти без изменения была взята с местного КВН, и ее показ не оставил никаких сомнений у Александра Васильевича Маслякова. Он и так выделял нашу команду КВН НГУ, а тут вообще втрескался по уши. Если бы не запись игры 10 марта, обязательно приехал бы и на юбилей.
– Ну и традиционный вопрос: расскажите какой-нибудь смешной случай, произошедший на играх женской команды.
– Действительно традиционный. Можно, я отвечу не традиционно, не рассказом смешного, а случаем из закулисья? В финале, когда девчонки наши играли, меня позвал к себе в гримерку Александр Васильевич на одной из репетиций и спросил: какой конкурс вам лучше играть – капитанский или литературный? Думал я секунду и выбрал литературный, который с блеском, взяв высшие оценки, отыграли Таня Лазарева и Володя Дуда. Это не означает, что я сомневался в чувстве юмора Тани Лазаревой (а ведь ей бы пришлось выходить на капитанский), просто литературный можно было подготовить заранее, силами многочисленного авторского коллектива. Что это значило для всех? Для нас – любовь и уважение Александра Васильевича Маслякова, для других команд – возможную потерю нескольких десятых в оценках. Правильно ли это? Абсолютно. Да и сама игра выиграла: условия для подготовки конкурса у всех были абсолютно равные, а капитанский – он мог и не получиться хорошим.
– Одна из самых известных ваших шуток – «Партия, дай порулить». А какая из написанных вами шуток больше всего нравится вам самому?
– Эта и нравится (улыбается). Но если серьезно, никогда не задумывался над этим.
– Сегодня вы известный продюсер, сценарист. Вы окончили Высшие режиссерские и сценические курсы. Это образование, несомненно, пригодилось вам в жизни. Интересно, а что вам дало ваше первое образование – физфак НГУ? Ведь по специальности вы не работали.
– Мировоззрение. Понимание того, как устроен мир, сильно помогает, даже если забыл какие-то уравнения и уже никак не возьмешь мало-мальски сложный интеграл. И что не менее важно, в университете учат учиться.
– Выпускники, отучившиеся в университетах на бюджетной основе, а затем сбежавшие в другие сферы, весьма волнуют некоторых наших политиков и обычных граждан. Озвучивается даже идея заставить таких людей, не работающих по специальности, вернуть затраченные государством деньги.
– Ерунда какая-то. Хорошее образование позволяет приносить пользу обществу как по полученной специальности, так и в других областях. Сегодня многие выпускники сталкиваются со специализированной безработицей (она есть не только у нас, но и во всем мире). Одна из ее причин – мода, временная востребованность: показалось, что юристы как сыр в масле катаются – вот у вас и переизбыток юристов, заметили, что политологи гребут деньги лопатой – переизбыток политологов.
– Для того чтобы сделать успешную карьеру, вам пришлось переехать в Москву. Возможно ли, например, сценаристу стать известным и успешным, не переезжая в Москву в существующих реалиях?
– Похоже, есть какое-то критичное расстояние от Москвы. Например, если ночь на поезде, то да, возможно. Я знаю несколько авторских групп и авторов, которые сделали успешную коллективную и личную сценарную карьеру. Есть среди них даже иностранцы – из Киева, из Белоруссии. А вот когда расстояние измеряется в нескольких тысячах километров, легче в Москву переехать.
– Кем вы себя ощущаете – москвичом, сибиряком или гражданином мира?
– Конечно, сибиряком. И только. Учитывая, что родился я вообще на Ленских приисках, а это самая-самая восточная Сибирь с морозами под минус 50, мне приятно осознавать, что я из Сибири. Ну и люди здесь хорошие (улыбается). Но если бы кто-то всемогущий выдал бы мне паспорт гражданина мира, по которому можно без виз въезжать куда угодно, но при этом надо забыть про сибиряка, пошел бы на эти условия. В душе-то я бы все равно остался сибиряком.
– Какой из сериалов, в создании которых вы так или иначе принимали участие, кажется вам наиболее удачным?
– «Кто в доме хозяин?» из ситкомов. В нем наш накопленный опыт не дал сделать тех ошибок, которые делались в «Моей прекрасной няне». Но, правда, были сделаны другие. И так всегда – безошибочность нам только снится. А из других жанров удачным считаю сериал «Московские окна» 2001 года. Когда вышла «Оттепель», я, наверное, целую неделю ходил под впечатлением и с сожалением, что не приложил к такому замечательному сериалу руку. В чем-то они похожи. Начало шестидесятых, продюсер и там, и там – Валерий Тодоровский. Хотя, по правде говоря, сравнивать их не стоит – разница в бюджетах колоссальная, времена и технологии другие… В том числе и сценарные. «Оттепель» мощнее на порядок.
– Российское телевидение принято ругать. Как человек, который принимает непосредственное участие в его жизни и работе, что думаете вы о его качестве?
– Телевидение с середины 90-х превратилось в бизнес. Продается то, что востребовано покупателем. Вы идете в магазин, покупаете какой-то товар, он оказывается плохим, сломанным, тухлым – вы начинаете ругаться. Но когда вы начинаете платить в реальном времени реальные сто рублей за подписку на коммерческий канал и не видите там ничего интересного для себя, вы перестаете оплачивать эту подписку, ругнувшись всего один раз. А обязательные 15 или 16 федеральных каналов – тут уж извините. Содержание их – отражение умственного содержания в наших усредненных мозгах. Поэтому чтобы не ругаться постоянно, смотрите избирательно только то, что нравится вам. Я, например, только в силу профессии смотрю почти все российские комедийные проекты серий по пять, а в остальное время – буржуйские сериалы.
Напомним, что юбилейный концерт команды КВН НГУ «В джазе только девушки» пройдет 8 марта в Доме ученых СО РАН.
Фото Анастасии Маминой
Юлия Черная