Спектакль «Ничья длится мгновение», удостоенный премии Союза театральных деятелей РФ «Гвоздь сезона», поставлен известным режиссером, дважды лауреатом «Золотой маски» Миндаугасом Карбаускисом по роману литовского писателя Ицхокаса Мераса «Вечный шах». Место действия – еврейское гетто в Литве. 17-летний Исаак Липман играет шахматную партию с немецким офицером, комендантом гетто Адольфом Шогером. Ставка в этой игре – жизнь Исаака и его пятерых братьев и сестер. Но это случится не сразу – пока Шогеру, берущему бесплатные уроки у шахматного гения, не надоест чувствовать себя изо дня в день отнюдь не полным хозяином положения.
Гетто – территория ограничений и насилия. Но гетто – это еще дни, месяцы, годы жизни. В спектакле РАМТа нам предъявлен человек, жизнь которого меняет свое привычное течение, когда нужно делать непростой выбор между принципами и компромиссом.
Как верно подметила известный театральный критик Ольга Галахова, очевидный библейский подтекст прозы Мераса интересует режиссера Карбаускиса в меньшей мере: «Карбаускис не ставит ни новую Библию, ни антивоенный спектакль. Гетто как знак нацистской иррациональной ненависти к еврейскому народу также не является темой этого спектакля. Жизнь каждого человека подобна шахматной партии, и у каждого всегда есть право на свой ход».
Сценография спектакля проста и выразительна. Перед нами шахматный зал: длинный стол с двумя рядами стульев и 7 демонстрационных досок с магнитными шахматами. Метафора понятна: и партии, и жизнь каждого узника гетто – как на ладони. В то же время Карбаускис скрывает от нас страдания и слезы. «Моя героиня, находясь за колючей проволокой, хочет быть счастливой – хотя, по сути, это абсурд. Но таких людей оказалось в гетто немало. Они влюбляются, рожают детей. Даже в самых трудных ситуациях важно оставаться людьми! – утверждает актриса Нелли Уварова. Пожалуй, самая сложная актерская задача в этом спектакля – у Александра Гришина, играющего Адольфа Шогера. «Я чувствую, как вся энергия зрительного зала направлена против меня, вернее, моего персонажа. И это меня заводит. К счастью, мы артисты и можем себе позволить быть сегодня гестаповцем, а завтра – евреем. А вот мой дед-фронтовик, будь он жив, мигом накрутил бы мне уши, увидев у меня на руке повязку со свастикой!»
Для юного Исаака Липмана шахматная доска – пространство свободы. И променять ее на то, чтобы остаться в живых еще на один день – или на сколько там хватит выдержки его визави, коменданта гетто – он не решится. Имея возможность завершить партию спасительной ничьей, Липман завершает эндшпиль в полную силу. Он погибает, но остается в живых шахматное искусство.
К произведениям искусства безусловно относится и режиссура Карбаускиса, и актерская игра. Этим спектаклем РАМТ развивает традиции успеха. В 50-е годы прошлого столетия театр возглавила сподвижница Станиславского Мария Кнебель и пригласила ставить Анатолия Эфроса. Молодой режиссер сумел раскрыть таланты начинающих драматургов Виктора Розова и Александра Хмелика. Специально для театра писали пьесы Сергей Михалков и Юрий Щекочихин. Сегодня в афише театра можно встретить спектакли по произведениям Марка Твена и Николая Носова, Альфреда де Мюссе и Теннеси Уильямса, Алексея Арбузова и Евгения Шварца, Федора Достоевского и Антона Чехова, Эжена Ионеско и Уильяма Голдинга, Бориса Васильева и Бориса Акунина. Здесь начинали свою профессиональную жизнь Олег Ефремов, Олег Анофриев, Лев Дуров, Ирина Муравьева, Ян Арлазоров, Сергей Шакуров. И сегодня труппа РАМТа по праву считается одной из лучших в Москве.
Первый в стране театр для детей открылся в Москве летом 1921 года. Здесь ставили спектакли прославленные режиссеры: Георгий Товстоногов, Петр Фоменко, Павел Хомский. Вот уже почти 30 лет художественным руководителем РАМТа является народный артист России, лауреат Государственной премии России, лауреат Премии Москвы Алексей Бородин. Спектакли театра становились лауреатами многих театральных фестивалей и конкурсов. РАМТ много гастролирует по стране и за рубежом, побывал в Болгарии, Голландии, США, Канаде, Франции, Югославии, Англии, Германии, Китае, Исландии… Спектакли театра неизменно вызывают огромный отклик у профессионалов и большой интерес у зрителей. РАМТ – театр аншлагов!
Фото из архива театра
Юрий Татаренко