Шесть лет назад в уютном кабинете московского издательского дома Алексей Бороздин сидел со своими друзьями. Под аккомпанемент хорошей музыки и выпивки рассказывали, как водится, чудные истории из жизни. Друзья, уже довольно знаменитые люди, просили Бороздина: напиши книгу о своей жизни, мы напечатаем. Алексей Иванович согласился. Прилетел домой, сел писать. Оказалось, что фантазия есть, и «красивая», как говорит сам писатель, а на бумаге ничего не получается. Год пришлось потратить на то, чтобы слова передавали все эти чувства. «Но научился, – смеется герой вечера, – И писал четыре с половиной года».
К сожалению, в Новосибирск книга прибудет только в середине августа – задерживают московские издатели. Что же это – автобиография, роман или просто сборник рассказов – пока остается загадкой. Скорее всего, «В контексте жизни» – большие прозаические и поэтические «бусы», в которых отрывками поместились дорогие человеку воспоминания длиной в семьдесят лет. В книге есть мысли тогда еще четырехлетнего ребенка, период оккупации, послевоенные годы, обучение в консерватории, студенческое веселье, преподавание в школе, самые близкие и родные люди, разные города, среди которых Новосибирск и, наконец, Академгородок. Заканчивается книга знаменитой «Школой Бороздина».
«Похоже, любовь живет в человеке от первой до последней его минуты, – зачитывает отрывок писатель, – Со временем я и сам пришел к выводу, что любовь и есть главный мотор в жизни человека. Влечение, страсть… Мне тогда казалось, что все эти страсти предназначаются только нам, молодым…»
Алексей Иванович говорит быстро, сбивчиво, но с выражением. Зрители в камерном зале филармонии, где проходит встреча, ловят каждое его слово – видно, как дорог им Бороздин. А он читает собственные воспоминания в прозе, о маэстро-виолончелисте, в которого влюбилась одна потомственная дворянка, жена крупного ученого, оказавшаяся здесь, в Академгородке.
«Академгородок горит осенними красками, а я не перестаю удивляться изгибам моей судьбы. Идти рядом с таким человеком! Иду так, будто всю жизнь сопровождал известных людей. <…> Рядовые сотрудники жили тогда в небольших квартирах, но были довольны: крыша над головой, ванна, туалет - что еще ученому-романтику надо».
«Сначала Академгородок был задуман очень интересно. Странно ведут себя люди, как только добираются до вершины власти. Увидев роскошный, а потому дорогой макет Академгородка, Хрущев грубо смахнул с макета все, что в романтическом порыве сотворили наши архитекторы. В результате остались четырехэтажные бараки. Если бы не лес, скрывающий этих уродцев, и научные энтузиасты, поселившиеся в них, это был бы обычный рабочий поселок. Научные институты тоже были серыми бетонными коробками», – волнуясь, временами даже невнятно, читает Алексей Иванович.
Камерный хор поет романсы на стихи Роберта Бернса и музыку героя вечера; друзья читают любимые стихотворения для Бороздина и тоже поют, правда, под гитару. Алексею Ивановичу вручают орден «За заслуги перед отечественной журналистикой» второй степени, мы смотрим фотографии Академгородка – всех этих любимых тропинок, желто-красных пятиэтажек, ботсада, институтов. Бесконечные слова благодарности, цветы и слова Алексея Бороздина, казалось бы привыкшего к аплодисментам за столько лет, на самом деле смущающегося от такого всенародного признания: «Я рад, что я оказался человеком, которого так привечают в Новосибирске».
В детских познавательных журналах всегда есть раздел «Знаете ли вы?». Так вот, знаете ли вы, что любимый жителями Новосибирска и особенно Академгородка Алексей Бороздин, педагог-новатор, директор центра, в котором помогают детям-инвалидам, лектор, музыкант, журналист…теперь еще и писатель? В рамках вечера-презентации «Бороздинское поле» была представлена его книга «В контексте жизни».