«Беда от нежного сердца», незатейливая пьеса с пятью женскими ролями – безусловный рекордсмен по количеству постановок в самодеятельности. Неоднократно обращались к этой забавной истории о чересчур влюбчивом юноше и в «Экспромте»: дело было сперва в 2004, а затем и в 2007 году. С тех пор в труппе театра-студии произошла частичная смена поколений, и вот вам, пожалуйста: извольте смотреть на третье пришествие кассового названия в репертуар!
Цена вопроса, вернее билета – 200 рублей. Отдать эту сумму и не тужить предлагалось за то, что, как утверждается в анонсе к спектаклю, размещенном в социальных сетях, «актеры замечательно поют и танцуют, невероятно смешно отыгрывают все перипетии сюжета и создают удивительную атмосферу праздника».
Начну по порядку. Музыкальная составляющая показанного водевиля – его «самое слабое звено». Бог с ними, с накладками: известно, что радиомикрофоны могут внезапно отказать в самый неподходящий момент. И тем самым, не будем лукавить, несколько смазать ощущение «удивительной праздничности» происходящего. Вызывает недоумение другое: зачем заставлять петь откровенно не поющих участников спектакля? И с какой целью для постановки берется хрестоматийный в театре материал, немыслимый без куплетов, написанных для всех без исключения персонажей? В результате вместо лирической кульминации эпизодов происходит декламация стихов под музыку, и под какую музыку – записанную в стиле «два притопа, три прихлопа», да еще и звучащую «из-за угла»…
Никак не подходят к этой нарочито костюмной истории середины XIX века, но почему-то с париками и кринолинами, и сами микрофоны, недвусмысленно заявляющие об успешном начале третьего тысячелетия и при этом скрывающие значительную часть лица исполнителей главных ролей. Впрочем, правила этикета пушкинской поры в «Экспромте» тоже игнорируются: персонажи, по воле автора принадлежащие к привилегированной части общества, не откидывают фалды фрака при усаживании на стул, радостно «тыкают» друг другу, едва успев познакомиться, и даже могут произнести в приступе отчаяния слово «Достал!». Видимо, именно так режиссер с компанией единомышленников пытаются соответствовать обещанному «невероятно смешному отыгрыванию» сюжетных ходов.
Танцевальные па в исполнении некоторых задействованных в спектакле персон порой удивительно напоминали передвижение оживших манекенов, но не уверен, что это входило в поставленную актерскую задачу «повеселить публику». И напоследок об актерской технике. К этому понятию не относится умение «сесть на тончик» и проговорить в одной тональности весь спектакль, относящийся то ли к водевилю-фарсу, то ли к водевилю-комедии. Играть слова, а не смысл, приходить в мизансцену без произведенного действенного анализа роли – все это тоже имеет весьма отдаленное отношение к системе Станиславского. И невольно задаешься вопросом: а где же в спектакле «Беда от нежного сердца» театр? Неужели театром можно назвать каскад сценических штампов, пусть и идущих от чистого актерского сердца?
Фото с сайта группы «Вконтакте»
Юрий Татаренко, член секции критики Новосибирского отделения Союза театральных деятелей РФ