История российского кинематографа насчитывает немало фильмов о жизни в глухой провинции нашей родины. Всем уже давно известны бесконечные картины рек, лесов и полей – чаще всего они довольно-таки безрадостны. Но «Долгая счастливая жизнь» – это история не о деревне, а о предательстве и протесте. И, может быть, как водится, и о русской душе.
Молодой фермер Саша (Александр Яценко) ведет хозяйство, на котором трудится несколько десятков деревенских жителей: они без особого энтузиазма копают картошку, чинят хозяйственные постройки, планируют разводить птиц. Все идет своим чередом, но тут в дело вмешивается местная администрация: на Сашин участок нашелся хороший покупатель, и парня вынуждают отказаться от своей земли. Все осложняется еще и тем, что секретаршей у людей в костюмах и галстуках, отбирающих Сашин хлеб, работает его любимая девушка Аня. По сути, он и так планировал бросить все и уехать вместе с ней жить в город, но сотрудники фермы бунтуют и, столкнувшись с проблемами, начинают проявлять невероятную активность в работе. После того как главный герой меняет свое решение, как говорят ему в администрации, «перечеркивает себя», люди один за другим начинают предавать его. Под влиянием обстоятельств обаятельный кудрявый фермер совершает череду таких поступков, после которых «долгая счастливая жизнь» ему явно не светит…
Название режиссер позаимствовал у Егора Летова – по словам Хлебникова, он писал сценарий под большим впечатлением от его одноименного альбома. Фильм, конечно, не показывает долгую счастливую жизнь – скорее то, какой она могла бы быть. Даже открытый финал не предвещает ничего хорошего. Здесь, как и во многих российских драмах, не видно просвета. Непонятно, что делать с произволом чиновников, с человеческой подлостью, с социальным неравенством. И то, что негде работать, нет денег и перспектив – этого тоже не изменишь. Именно так выглядела Россия в глазах зрителей Берлинского кинофестиваля.
Картину снимали в Мурманской области. По мнению режиссера Бориса Хлебникова, то, что действие происходит на Севере, было принципиально важно. В картине то и дело появляется река: дом фермера Саши стоит на берегу, и мир из его окна выглядит как из каюты корабля. Кажется, что все плывет, спокойно и размеренно, вне зависимости от того, как за несколько дней ломается человеческая жизнь. А вокруг осенняя природа: пожелтевший лес, огромные лужи – кто-то твердо идет по ним сапогами, другие минуют эти препятствия на каблуках за рулем иномарки.
Сам режиссер называет свою картину попыткой снять русский вестерн. Толчком для создания сценария послужил фильм-вестерн 1952 года «Ровно в полдень» режиссёра Фреда Циннемана. «Плохие» в русском вестерне носят золотые цепи и синие татуировки, у хороших – кудрявые волосы, голубые глаза, распахнутая куртка и душа тоже нараспашку. А захватывающие события происходят среди тракторов и картофельных полей. И неясно, существует ли выход из этой глуши. Мы не знаем даже фамилии главного героя: такой Саша наверняка есть в каждой деревне.
Фото из открытых источников
Полина Сысолина