Стриптизерша и завсегдатай бара в миру оказываются студенткой и профессором, даже и не подозревающими о своих истинных ролях. Вот белые медведи, читающие стихи, а вот – мамонты и далекие планеты. Немецкие комиксы многогранны и по содержанию, и по исполнению.
На выставке можно окунуться в историю прошлого века – на стенах СЦСИ немало сюжетов на исторические темы. Здесь Фидель Кастро, Эрих Хонекер и Рихард Зорге. А вот комикс Baby’s in black, он посвящен отношениям первого бас-гитариста группы The Beatles Стюарта Сатклиффа и журналистки Астрид Киршнер во время выступлений группы в Гамбурге в 1960-е годы.
Художник Йенс Харднер, приехавший лично представить выставку, говорит о небывалой популярности комиксов в Германии: «Сейчас есть художественные школы комиксов, а студенты даже пишут дипломные работы по теме «Комиксы». Этот жанр практически исчез у нас в 1990-е годы, но сейчас снова активно развивается в разных городах: Берлине, Гамбурге, Мюнхене». По словам художника, в Германии уже сформировалось три поколения комиксистов.
Сам Харднер – любитель комикс-репортажей на определенные темы. Есть в его творчестве и совсем необычные сюжеты. Так, отойдя от репортажной тематики, он отправляется в Иерусалим, чтобы участвовать в проекте «Карго», результатом которого стали комиксы на религиозную тематику. «Я прожил в Иерусалиме целый месяц, а затем изобразил в своих работах представителей трех разных конфессий – иудаизма, христианства и мусульманства – и добавил цитаты из священных писаний этих религий. Для всех трех религий – это город, откуда они пошли, и очень важно, что я там побывал. Так, я могу встроить определенные звуки, воззвания к молитве и отразить это в тексте», – рассказывает он.
В «Левиафане», который также можно увидеть на выставке, талантливый автор и вовсе создал колоссальный фантастический эпос в комиксах, где каждую главу предваряют цитаты из книг Томаса Хобса, «Моби Дика» Мелвилла и священного писания.
Другой комиксист Райнхард Кляйст побывал на Кубе. В солнечной стране он хотел создать комикс о Че Геваре. Но пока он там находился, в мире вышло несколько книг и фильм о великом Че. Автор подумал и сменил одного команданте другим, так в его творчестве появился комикс-биография о Фиделе Кастро. В комикс-эпизодах можно изучить не только жизнь исторического деятеля, но и подглядеть настроение жителей Гаваны.
А вот Мавил, про которого Йенс Харднер говорит так: «Если свой комикс я делаю за неделю, то Мавилу достаточно часа, если у него хорошее настроение». Его работы о заикании и о том, как пропал велосипед. А однажды он решил изобразить в комиксе все, что нужно велосипедисту, отправляющемуся в дорогу. Для этого он сам поехал в велопоход, а потом перенес свои впечатления на бумагу».
Комиксисты – особые люди. «Когда ты художник, ты рисуешь одну картину, а мне хотелось рассказать историю в картинках. Поэтому для меня это идеальное средство и самый информативный способ самовыражения», – добавляет Йенс Харднер.
Смотреть комиксы – особое удовольствие, правда, не все были понятны посетителям выставки. Все-таки наслаждаться комиксами, зная язык, или лишь читая аннотации к ним сбоку – две разные вещи. Это немного затрудняет восприятие, однако общей картины не портит. «Мне интересно в комиксах не содержание, а художественное исполнение», – говорит Инна Остроменская, PR-менеджер кинотеатра «Победа».
Таков он необычный мир немецких комиксов. Погружение в него наверняка доставит массу удовольствия. До 30 октября выставку можно увидеть в СЦСИ.
Фото автора
Анна Андриевская