Сюжет пьесы незатейлив. В труппе заштатного театра, прозябающего в условиях гастрольного существования, есть единственный талант – молодая артистка Александра Негина. Князь Дулебов попадает под очарование юной примы и предлагает ей пойти к нему на содержание. Негина отказывает князю – у нее есть жених, выпускник университета Петр Мелузов. В отместку Дулебов добивается того, чтобы по окончании театрального сезона с Негиной не продлили контракт. В связи с этим богатый помещик Великатов предлагает актрисе переехать в Петербург и стать там суперзвездой. Недолго думая, Негина бросает своего жениха, но уезжает жить не в столицу, а к Великатову в поместье, завершив таким образом свою актерскую карьеру.
В спектакле «Маяковки» заняты несколько звезд отечественного театра и кино: народные артисты России Светлана Немоляева, Игорь Костолевский и, пожалуй, лучший Кочкарев страны Михаил Филиппов, а также заслуженный артист Даниил Спиваковский и примадонна двух скетч-шоу «Женская лига» и «Одна за всех» Анна Ардова, отметим и приглашенную из МХТ актрису Ирину Пегову. Однако эта россыпь талантов в Новосибирске вовсе и не сверкала – ни актерским мастерством на сцене, ни остроумием во время пресс-конференции между спектаклями.
На вопрос, кем же стал для театра новый худрук – революционером или хранителем традиций – первым ответил Игорь Костолевский: «Слава богу, никаких революций Карбаускис не устраивал. Да в нашем театре, собственно, революционеров-то и нет. У каждого появилась возможность реализовать себя в творчестве. Новый худрук вместе с новым директором театра Леонидом Ошариным организовали прекрасный тандем. В театр пришла культура общения».
«Если раньше считалось, что труппу «Маяковки» составляют всего 10-12 известных артистов, то теперь роли получают и те, кто по десять лет сидел без работы – и надо сказать, судя по их вкладу в новые спектакли, отнюдь не потеряли квалификации. Менее чем за год мы сыграли 8 премьер, в которых в общей сложности были задействованы 70 артистов театра!» – подхватил слова коллеги Михаил Филиппов.
Ведущие артисты театра умолчали о том, что большая часть труппы совсем недавно была задействована в совсем другом «спектакле»: интригах против предыдущего главного режиссера «Маяковки» Сергея Арцыбашева, закончившихся увольнением начальства. Вообще за последнее время театральную Москву охватила какая-то эпидемия революций: со своих постов были смещены сразу несколько главрежей: из театра Гоголя «ушли» Сергея Яшина, а из театра Станиславского – Александра Галибина, был вынужден покинуть родную Таганку Юрий Любимов, оставил свой пост худрук театра Моссовета Владимир Андреев, были попытки свержения и лидера театра Вахтангова Римаса Туминаса… После показанных в Новосибирске «Талантов и поклонников», январской премьеры театра, возникло ощущение, что все силы «маяковцев» были потрачены на закулисные интриги. Вдохнуть же в театральных звезд порцию актерской свежести Карбаускису оказалось не под силу.
Старая история
Язык режиссера – мизансцены, но литовец будто и не пытается удивлять публику. Его режиссерское решение спектакля заключается в периодическом обыгрывании сценографии маститого театрального художника Сергея Бархина. Середина сцены – большой якобы ледяной круг. Ирина Пегова, исполнительница главной роли Александры Негиной, едва появившись на сцене, пробует продвигаться по ней, но теряет равновесие. По замыслу режиссера, в дебюте пьесы Негина встает на скользкую дорожку, и дальнейшее развитие сюжета становится для нее сплошным тестом на моральную устойчивость. Персонаж Игоря Костолевского, князь Дулебов, толкает ледяной круг ногой, как будто закручивает интригу, «подкатывая» к Негиной.
К сожалению, популярные актеры скользят по поверхности и трактовок своих сценических образов. Персонажи в исполнении звезд «Маяковки» получились плоскими – как говорится в театре, с чем пришли, с тем и ушли. Такова прожженная и циничная актрисуля Смельская – вполне заурядная работа Анны Ардовой, никак не меняются ни привычно флегматичный Михаил Филиппов, ни вечный бонвиван Игорь Костолевский, ни Даниил Спиваковский, из роли в роль эксплуатирующий давно найденное амплуа наивного юноши.
Хотя именно герой Спиваковского, жених Негиной Петр Мелузов, этот мелкий лузер, выписан драматургом ярче остальных. Ершистого «ботаника», не знающего и не желающего понять, что «между книжками и платьями девушки всегда выбирают наряды», бросает невеста, но никакой трагедии на сцене нет и в помине. А ведь Даниил Спиваковский способен проработать рисунок роли: не так давно он блеснул в роли академика Ландау в телесериале «Мой муж – гений», пусть сам для себя актер считает эту работу рядовой. С заметно большим энтузиазмом Спиваковский на пресс-конференции рассказывал о своем кинодуэте с Ириной Пеговой: «Мы снялись вместе уже в двух картинах: “Не торопи любовь” и “Люблю, потому что люблю”. Это две мелодрамы с комедийным уклоном. Мне очень нравится играть с Ириной Пеговой, она прекрасная актриса и великолепная партнерша!»
Однако в спектакле Пеговой не удалось в полной мере стать «второй половинкой» Даниилу Спиваковскому, и зрительское впечатление от факта предательства Негиной своего жениха оказалось несколько смазанным. Не в первый раз молодые красивые девушки бросают бедных поклонников и уезжают с богатыми. Черный круг на сцене оказывается огромной заезженной грампластинкой. Вечная история, обычные дела.
К выбору Карбаускиса своей первой пьесы в «Маяковке» актеры отнеслись с энтузиазмом: все-таки классика есть классика. По словам г-на Спиваковского, перед тем, как приступить к работе над спектаклем, Карбаускис уже имел в голове некую конструкцию замысла сценического решения пьесы:«Тем не менее, в «Талантах и поклонниках» очень активно проявили себя артисты театра, и, надо сказать, режиссер был очень отзывчив на наши творческие идеи. Командная работа очень важная вещь в любом деле, а уж в театре в особенности».
Виноваты зрители
Однако при взгляде на сцену из зрительного зала совершенно незаметно, в чем именно состояли творческие предложения артистов – право слово, нельзя же считать актерскими находками бесконечные апарты Игоря Костолевского и его же нарочито «нижегородский» прононс при произнесении на французском языке штампов светского обращения к даме.
В предложенной сценической трактовке эти «Таланты и поклонники» – не более, чем архаика в современных костюмах. Очевидно, что после смерти своего творческого лидера, легендарного режиссера Андрея Гончарова, «Маяковка» вот уже много лет не может вернуть утраченные позиции и вновь стать своеобразным маяком в Москве театральной. Бог с ней, с Москвой, но после показанных в Новосибирске двух спектаклей по Островскому складывается такое ощущение, что талантам «Маяковки» вовсе и не нужны новые поклонники – актеры попросту вырабатывают ресурс былой популярности.
В подтверждение этому – темы, затронутые московскими участниками спектакля на пресс-конференции в «Глобусе». Вопрос качества спектакля ими не поднимался, а возможную причину откровенной творческой неудачи актеры видят в… недостойном поведении публики! Михаил Филиппов не скрывал своего возмущения:
«Артистам очень мешают трели сотовых телефонов – это просто какой-то кошмар! У людей появились «мобильники» – а вот культура обращения с ними отсутствует начисто. Такое ощущение, что во время спектакля в зрительном зале каждый свой танкер с нефтью к берегу причаливает! Неужели именно в театре надо решать свои неотложные дела?»
Тот факт, что проблема повышения актерского авторитета у публики с годами никак не решается, столичных гастролеров вроде как особо и не волнует.
Завершая разговор о новосибирских гастролях «Маяковки», отметим, что именно столичные «Таланты и поклонники» поспорят в пяти номинациях за «Золотую маску» со спектаклем «Глобуса» «Август: графство Осейдж». Однако, судя по увиденному, конкуренцию сибирякам москвичи не составят.
Фотографии предоставлены театром «Глобус», фото 2-5 Дениса Жулина
Юрий Татаренко