Фотографии, представленные на выставке, были сделаны в один день, 27 августа 2011 года, людьми из разных уголков бывшего СССР, которые не являются профессиональными фотографами. На снимках показаны различные точки зрения на советское прошлое и то, что по идее должно было измениться за эти двадцать лет. Почему-то большинство авторов не видят изменений – десятки развалин, «всегда молодой» Ленин на фоне серых одноэтажек, реклама «Шире Хари» с их роллом «Коммунизм» за 160 рублей, гнилые доски, свалка вместо химкомбината, памятники с отвалившимися носами, очереди за бесплатной едой, иногда симпатичные пейзажи…
С какой целью была организована выставка – неясно. То ли авторы хотели сказать, что ничего не изменилось, то ли это нынешняя власть все запустила, а, возможно, здесь скрыта огромная тоска и ностальгия по советскому прошлому. Правда, долго размышлять об этом не хочется – эти фотографии сложно назвать искусством, а общей мысли не наблюдается. Хотя организаторы заявляют, что выставка «отражает изменения, произошедшие в людях, промышленности, сельском хозяйстве, оборонной и других сферах за последние двадцать лет».
В марте 2011 года Сергей Кургинян создал общественное движение «Суть времени», изначально позиционировавшееся как виртуальный клуб, но быстро вышедшее за рамки интернета. Стали выходить выпуски передачи, и уже на шестом выпуске в клуб записалось несколько тысяч человек, а сейчас численность организации – около 15 тысяч человек. Участники общаются между собой на различные темы, но, в основном, политические.
«Силами рабочего коллектива были проведены масштабные социологические опросы на тему советского прошлого, и сделан фотопроект. Это уникальная выставка, в которой не только снимки развалин. Кому-то действительно разрушенные заводы причиняют боль. А у меня здесь фотография мальчика с солдатиками», – рассказала Елена Васильева, секретарь «Сути времени» в Новосибирске.
То, что Сергей Ервандович – не только политический, но и театральный деятель, хорошо видно, да и слышно со сцены. На встрече на «вольную» тему насущной оказалась, конечно, тема митингов и революции. Кургинян, отвечая на вопросы, старался сделать так, чтобы его не перебивали, не допускал дискуссий и возражений, ругал Собчак и с чувством говорил о «Советском Союзе 2.0» и митинге на Поклонной горе. Кроме того, он сообщил, что не знает, что будет 5 марта. «Не только я, вообще никто не знает», – заметил он. Что ж, если, судя по выставке, и через двадцать лет не очень ясно, как изменились за это время настроения людей, то что говорить о «дне после судьбоносных президентских выборов».
Выставка открыта в Художественном музее до 11 марта.
Мария Фугенфирова