В 1357 году, во времена татаро-монгольского ига, митрополит Московский Алексий отправляется в Золотую Орду, чтобы исцелить ханшу Тайдулу от слепоты. Таково условие хана Джанибека, взамен он обещает не разорять Москву.
«Чудо? Только и всего?»
Такова сюжетная канва фильма. Взять за основу именно этот эпизод из жизни Алексия режиссеру Александру Прошкину предложила студия «Православная энциклопедия» (продюсер Сергей Кравец). Режиссер согласился не сразу. Его смущала каноничность образа владыки – рисовать «ходячую добродетель» Прошкин не захотел. Он предложил продюсеру показать человека со всеми его слабостями и противоречиями. Тот согласился.
И что мы видим? По сюжету князь Дмитрий Донской приходит к митрополиту и говорит: соверши чудо – исцели ханшу, и мы спасем Москву. В рукописи XVI века Алексий отвечает князю так: «Прошение и дело превышает мои возможности, но я верю тому, который даровал прозрение слепому, не презрит он моей молитвенной просьбы». После этого митрополит идет молиться в церковь.
В фильме же Алексий (Максим Суханов) не кивает покорно, а начинает иронизировать: «Чудо? Только и всего?» Он говорит князю, что все его чудеса, возможно, были совпадениями. На что Дмитрий Донской обещает награду – похоронить владыку рядом с митрополитом Феогностом взамен на чудо.
Митрополит уезжает в Орду, где начинаются его «хождения по мукам». Мгновенного исцеления не происходит. Святого старца с позором отпускают в Москву, чтобы он своими глазами увидел, как по его вине город сравняют с землей. На полпути в столицу Алексий возвращается для того, чтобы «мучиться, как его Бог». Так объяснил возвращение старца татарский воин хану Джанибеку. В каноническом житии этого нет, там чудо свершилось, и, соответственно, хэппи энд с дарами от золотоордынцев.
В этом фильме, как в жизни, всё непросто. Когда-то властительный митрополит, которого почитали как русские, так и монголы, после неудачного исцеления превращается в оборванца. Что дальше – покажет экран.
Власть ослепляет
Хан Джанибек задушил брата Тинибека, юный Бердибек убивает отца Джанибека – на золотоордынском троне стремительно сменяются правители. Ослепленные жаждой власти они забыли наказы Чингисхана и пошли войной друг на друга, вместо того, чтобы покорять другие народы и кормить свой. Хан и его свита купаются в праздности, смотрят фокусы заезжих артистов, а народ с голодухи питается человечиной. «Поганые» не ценят человеческую жизнь и убивают потехи ради. Это начало конца Золотой Орды, и его увидела прозревшая ханша. Два мира открываются перед Тайдулой: христианский и языческий, она делает выбор. Собственно, этим выбором и заканчивается кино. Но ощущения финальной точки нет, хочется увидеть продолжение.
Как в одном из интервью сказал режиссер Александр Прошкин, продолжение – в каждом из нас, потому что все мы властолюбивы в той или иной степени, и в каждом из нас живет своя Орда, ее нужно покинуть или разрушить. Звучит слегка пафосно, но по сути верно.
Post Scriptum:
Но в кинокартине пафоса нет, несмотря на масштабность этой мифологической саги. Зато много легкой иронии и юмора. Например, в сцене неудачного исцеления. Алексий пытается молитвами и окроплениями вернуть зрение ханше, в решающий момент спрашивает ее:
— Хорошо видишь?
— Нехорошо.
— Что видишь?
— Все то же – тьма!
— Продолжаем!
Александр Прошкин показал живых людей, а не галерею исторических портретов. При этом аутентичность эпохе поразительная: одежда татаро-монголов, быт, нравы, обычаи, даже речь героев-тюрков звучит на монгольском языке. В отличие от Новосибирска, на московском показе фильм шел с субтитрами без закадрового перевода.
Кстати, роли ордынцев играли в большинстве своем не монголы, режиссер собрал «тюркско-русскую солянку»: казахи, киргизы, тувинцы, якуты и русские. Например, ханшу Тайдулу сыграла российская актриса Роза Хайруллина. На 34-м Московском международном кинофестивале она получила приз за лучшее исполнение женской роли. Почти неузнаваем в гриме Андрей Панин, исполнивший роль харизматичного хана Тинибека.
Картина получилась очень эмоциональной, уснуть не грозит. Восхитительные панорамы татаро-монгольской крепости, реалистичные сцены убийств, великолепная игра актеров – всё это захватывает, погружает в жизнь реальных людей, как будто твоих современников, хотя и живших семь столетий назад.
Съемка фильма заняла два года. Бюджет «Орды» составил 12 миллионов долларов.
Кинопоказ в «Синема Парке» (ТЦ «Роял Парк») продлится как минимум до начала октября.
Фото из открытых источников
Татьяна Стефаненко