Постановочная группа «Глобуса» провела серьезную работу над созданием спектакля. Литературному редактору Инне Кремер предстояло переработать 15 рассказов Виктора Драгунского, среди которых – «Он живой и светится…», «Слава Ивана Козловского», «Сверху вниз, наискосок!», «Девочка на шаре», «Что я люблю», «Тайное становится явным», «Где это видано, где это слыхано...», «Зеленчатые леопарды» и другие. В итоге получился полноценный сценарий для крупного спектакля, в котором отдельные рассказы различаются с трудом – так органично эти истории вплетены в ткань литературной композиции спектакля.
«Желание встретиться с «Денискиными рассказами» Драгунского возникло давно. В этих, на первый взгляд, веселых житейских историях сокрыта большая тайна. Тайна открытия большого мира, когда через, быть может, небольшое событие раскрывается огромная жизнь, когда приоткрывается чудо дружбы, предчувствие любви. И что мир огромен и, в принципе, добр», – говорит о замысле спектакля режиссер Алексей Крикливый.
Однако спектакль получился слишком длинный для того, чтобы нормально восприниматься детьми (которых на премьеру пришло едва ли не больше, чем взрослых), и одновременно слишком бедным по своей фактуре, чтобы захватить внимание взрослого и увести его в мир чудесного советского детства.
Кажется, именно такую задачу – ностальгическую, – ставили перед собой создатели спектакля, однако погрузить зрителя в атмосферу счастливого советского вчера им не удалось. По-настоящему впечатляющими в спектакле были декорации, за которые стоит поблагодарить Каринэ Булгач. Кстати говоря, она работала над сценографией многих удачных спектаклей, в том числе «Шоколад», «Мама», «Спящая красавица», «Сказка о четырех близнецах», «Снежная королева» и др.
Сцена, по которой по кругу составлены декорации школьного музыкального класса, квартиры Кораблевых и строящейся Москвы 60-х, создает впечатление мультфильма, когда начинает вращаться одновременно с идущими по ней домой Дениской Кораблевым и его мамой. Так в старых мультиках создавался эффект перемещения в пространстве – и в это решение, безусловно, одно из самых удачных в спектакле.
Однако цельного впечатления спектакль не создает, и в этом, видимо, его главная беда: ни игра актеров, ни музыка, ни световые эффекты не захватывают внимание зрителя полностью. Спектакль распадается на части. Вместо того, чтобы следить за действием спектакля «сердцем», начинаешь следить за ним «разумом» – вон, гляди, декорации поехали, а вот Александр Липовской, играющий Дениску Кораблева, хриплым мужским голосом сказал плюшевому мишке «Ты мой самый лучший друг… А я об тебя удар хотел отрабатывать».
Ты осознаешь, что безнадежно вырос, и вот твоя любимая детская книжка стала основой для спектакля, в котором играют такие же, как ты, безнадежно взрослые люди и все эти взрослые – и стоящие на сцене, и сидящие в зале, – пытаются вспомнить свое детское ощущение мира – и не могут.
Увы, поверить в «детскость» главного героя – Дениса Кораблева в исполнении Александра Липовского, – очень трудно, и в этом, пожалуй, главная беда постановки.
«Мы прекрасно отдаем себе отчет, что, возможно, для современного маленького зрителя эпоха советского детства так же далека, как, допустим, время Островского для тех, кто уже взрослый. Но не покидает уверенность, что сменятся года, века, а человек, вдруг остановившись, откроет маленькую коробочку и, увидев светлячка, сможет сказать: «Он живой и светится…», – говорит Алексей Крикливый о спектакле.
Пришедшие на премьеру дети охотно смеялись над проделками Дениски и Мишки (им как раз было легче поверить в происходящее, чем взрослым), но затянутый сюжет утомил их и в антракте юные соседи корреспондента Academ.info просили родителей и бабушек отвезти их домой.
В целом же, «Глобус» остается в общем тренде ностальгии по советскому прошлому, поэтому он найдет своего зрителя. В этом сезоне «Денискины рассказы» будут представлены 30 и 31 мая, а также 1,2, 10 и 15 июня. Следующие показы состоятся только после летнего перерыва – 1 и 2 сентября.
Фото предоставлено пресс-службой театра «Глобус»
Александра Зайцева