Уютная атмосфера гостиной, горячий чай с печеньем, приветливые улыбки гостей, в основном студенческого возраста, которых было не так много, но достаточно для того, чтобы обсудить увиденное. Название «Жить своим фильмом», по признанию организатора фестиваля и создателя киноклуба Блэка, содержит аллюзию на мировой кинематограф, он назван так по аналогии с фильмом Жана-Люка Годара «Жить своей жизнью».
На фестивале были представлены социальные и рекламные ролики, клипы и анимация, игровое кино, документальные фильмы, мультфильмы детской студии «Поиск» и классика немого кино. Многие работы носят характер не совсем профессиональных, полулюбительских, но в большинстве случаев со смыслом, до которого, правда, иногда трудно дойти. Имена режиссеров ещё пока неизвестны кинематографу, но уже сделана заявка в будущее.
Что касается заявок на фестиваль, то отбор проводил Блэк, и он не скрывает, что специально взял и несколько слабых работ: «Есть идея создать дискуссию… Когда ты видишь слабый ролик, то видишь трудности, с которыми сталкивается тот, кто снимает фильмы».
День первый
Немного статистики: в первый день фестиваля было показано восемь социальных и рекламных роликов, двадцать одна работа в блоке «клипы и анимация» и восемь игровых кино. Всего двадцать пять режиссеров прислали свои работы из девяти городов России, преимущественно из Новосибирска.
Порой снятые непрофессионально, иногда непонятные, где-то сумасшедшие, часто цепляющие, местами предсказуемые – все работы, показанные в первый день, были разного уровня, на разные темы, иногда перекликающиеся друг с другом.
Выделить какие-то работы особенно – очень трудно, в каждой есть авторская инициатива и то, что называется изюминкой.
Интересен блок «Социальные и рекламные ролики», который затрагивает разные стороны жизни: «Not a gay» и «Задумайся» о том, как бесцельно тратят время некоторые современные подростки (причем первый ролик автора Кирилла Смирнова рассказывает о молодых людях из Академгородка, а второй – Алексея Голенюк – о школьниках города Троицка). В рекламе молодежной школы бизнеса сюжет был построен на актуальной и даже слегка надоевшей теме кризиса (особенно запомнился момент, когда девушка, ищущая работу, смотрит на вакансию преподавателя и видит сумму зарплаты в 3000 рублей – довольно грустный эпизод).
Не забыли и тему правил дорожного движения, на этот раз говорилось о вождении в нетрезвом виде («ГИБДД и МЧС» Романа Безродного). Были два ролика, объединенных темой религии. «Благословенные дела милосердия» Светланы Гришиной, снятый в жанре телевизионного сюжета, рассказал том, как церковь помогает сиротам. Он тронул зрителей и был, пожалуй, самым добрым и светлым. Второй ролик «Agnus Dei» представлял собой нарезку фрагментов из известных и не очень фильмов и хроник, но общей идеей было показать жестокость мира, начиная от распятия Христа и до концлагерей и ужасов войны. Что интересно и несколько озадачило: автор Николай Онегин из Санкт-Петербурга наряду с кадрами умирающих людей и мучающегося Христа поставил кадры из «Дома-2»…
Настроение от просмотра было несколько пессимистичным, но при этом каждый из роликов не показывал картину полной безысходности, оставлял право надеяться и верить в лучшее.
Клипы и анимация были представлены в большем количестве и были абсолютно разными. Серьезные, как «Клейстер», о внутреннем одиночестве, в серых тонах и с картинками, от которых даже становится жутко; забавные и смешные, как два клипа от проекта «PLAN GoBla», исполняющих песни в реверсе. Были и сумасшедшие мультики от Романа Шабанова, которые и назывались «Безумие». «Дедушка 50 Cent`a», «Квантовый суп», «Прекрасная яичница», «I hear music», «Ангелы», «Времена года» – названия привлекают внимание, раскрываются совсем неожиданно и в целом всё выглядит, как яркие кусочки мозаики, не собранной вместе.
Игровое кино вызвало бурное обсуждение, да так, что не хватило отведенного времени. Но, по отзывам гостей, день получился ярким и насыщенным. Главным отличием и большим преимуществом маленьких фестивалей и киноклубов, которое сразу заметно, является то, что высказаться по поводу увиденного, обсудить, подискутировать может каждый и сразу.
День второй
Во второй день, когда на столе стоял праздничный торт и программа обещала быть такой же интересной, гостей пришло гораздо меньше. А жаль… Улыбка, подаренная маленькими режиссерами из студии «Поиск», долго играла на лицах зрителей. Мультфильмы – тоже вид киноискусства, а дети видят мир по-своему.
Знакомые герои из русских народных сказок попадают в другую историю, в которой добро обязательно побеждает. Лисица спорит с зайцем «долго и счастливо» о том, кто будет жить в лубяной избушке, яйцо курочки Рябы, которое разбила мышка, бабушка и дедушка заменили на заводе, причем сделали таким, что стали в нём жить, потому, что там нет мышей, а сказка «Про колечко» пятилетней Кати Замятиной поразило своей мудростью: «Собака гонится за кошкой, кошка – за мышкой, а мышка – за колечком. Только колечко катится само по себе. Жизнь такая». Взрослые ищут мудрость где-то далеко, а у детей она совсем рядом.
После «детского времени» показали два документальных фильма. «Кузница» Максима Астафьева из Барнаула – это рассказ одного кузнеца о жизни, но не о своей собственной, о нём мы знаем мало, а о жизни вообще, какой он её видит. Очень глубокий фильм, пронизанный житейской мудростью, но, чтобы его понять, не хватает одного просмотра. Сквозной образ – движущийся поезд, неоднократно появляется в течение фильма. Возможно, автор хотел этим сказать, что и жизнь, как поезд, ограничена движением от станции до станции?..
Фильм «30 лет спустя» Владимира Климова, пожалуй, самый «академовский» из всех показанных фильмов и роликов, тесно связанный с его историей. Режиссер сам представлял свой фильм, рассказал про историю его создания.
Фестиваль авторской песни в 1968 году стал одним из знаковых событий Академгородка. Сейчас он уходит в прошлое, но табличка на старом здании «Интеграла» и воспоминания старожилов свидетельствуют о том, что фестиваль и выступление Александра Галича стали визитной карточкой того времени. Владимир Климов рассказал, что он присутствовал на том фестивале, а спустя 30 лет, в 1998 году возникла инициатива провести «фестиваль в честь фестиваля, который стал одной из последней вспышкой ностальгии», – такую характеристику дал Климов, а свой фильм посвятил этой самой вспышке.
С первых минут фильма возникает ощущение смещения времени: те же улица Академгородка, тот же Дом ученых, но люди в кадре выглядят иначе. После съемок «30 лет спустя» прошел ещё один десяток, возможно, у кого-то он может вызывать вспышку ностальгии.
Первый мини-фестиваль авторского кино и празднование годовщины в жизни киноклуба «Мерцание» подошли к концу. В таких моментах всегда спрашивают о планах на будущее, а у Блэка планов много: планируется проводить подобные фестивали 2-3 раза в год, планируется организовать совместные мероприятия с фестивалем «Эхо Сибири», а также планируется каждое воскресенье в гостиной «Интеграла» смотреть хорошие фильмы и обсуждать их за чашечкой чая.
Яна Михалькова