Для начала – результаты. По данным на утро 09.09.2019 Локоть набирает чуть более 50 % голосов при необходимом простом большинстве над номером два. Вторым номером приходит Сергей Бойко – 18,57 % (прогнозно и по данным соцопросов, его результат ожидался на уровне 12 %). Третьим номером приходит представитель ЛДПР – Лебедев с 9,37 %. Наталья Пинус, так очаровавшая Советский район (на некоторых участках в районе у нее значительный результат), в целом по городу четвертая – 8,26 %, что соответствует прогнозам и социсследованиям. На нашем УИКе первый Локоть, затем Бойко, вплотную к нему Пинус, затем остальные…
Явка. Для власти это провал и вопрос легитимности. На участке, где я состою в УИК, никогда не было такой низкой явки. Всегда на уровне 25–29 % (это на малопопулярных выборах, на президентских активность выше). 8 сентября явка на участке составила около 20 %. Аналогично и по городу.
Фактически власть выбрана небольшой группой людей. О гендерно-возрастной картине чуть ниже.
Оставим в стороне версию, высказанную высокопоставленными государственными мужами, о том, что агенты США влияют на низкую явку избирателей в российских регионах. Эта версия слишком масштабна и внушительна, как и ее авторы, чтобы мы смели ее обсуждать. Я лично агентов США не видел. Но раз мудрые государственные люди говорят, что они есть, надо верить.
Постараемся разобраться с факторами более приземленными. Сначала бегло общеизвестные.
1. Погода. Последний теплый день. Картошка в поле, дачи, пикники.
2. Раздражение населения властью. Разочарование.
3. Уверенность, что лидирующего кандидата и так выберут.
Все три этих фактора настолько правдивы, насколько действительны на каждых выборах. Но почему провалена явка именно сейчас?
Фактор 1. Админресурс вывел в пшик
Ни для кого не секрет, что местные администрации плотно задействованы в выборах. Вопрос, в каком качестве и с какими задачами. Самое безобидное и, пожалуй, даже полезное – повышение явки. Делается это вполне законными методами и агитацией не является. Стараниями районных чиновников (и с них за это раньше спрашивали) во все общественные организации, особенно ветеранские (старшее поколение – активные избиратели), доставляются пригласительные, листовки, плакаты с призывом прийти на выборы. Печатается это все Избиркомом, и это законно. С руководителями общественных организаций и неформальных групп проводятся беседы. Иногда просто по телефону. С просьбой убедить других людей прийти на выборы (не за конкретного кандидата).
Отвечает за это обычно замглавы района по общественным связям. Не берусь судить про другие районы, но после ухода сначала с этой должности, а затем и из жизни Игоря Цехановича в Советском районе это направление работы находится на уровне чуть выше банальной отписки начальству. Креатуры нынешнего главы района по принципу «чтобы не затеняли начальство» делают свое дело. Точнее, не делают. Итак, работа с общественными организациями, дававшая уверенный результат – нескольких процентов явки (а это очень много), полностью провалена. Не удивлюсь, если в других районах города картина аналогичная.
Фактор 2. Такие разные УИКи
Мне повезло. Мне очень повезло, что УИК, в который я попросился, в свое время оказался одним из самых лучших в районе. Я не по этому критерию выбирал, даже и не знал этого. Но так совпало. Сравним картину. По закону и требованию Избиркома, до 27 августа все УИКи должны были своими силами вписать в бланки пригласительных адреса своих участков, номер телефона УИКа и разнести по почтовым ящикам каждому избирателю на округе. Также расклеить пригласительные плакаты. Кто из вас, уважаемые читатели, не получил в свой почтовый ящик такой пригласительный от Избиркома? Знайте, это схалтурил ваш местный УИК. Мы свое сделали полностью и в срок. А соседи?
Что это означает на практике? Путаницу избирателей. Бабушка с трудом дошла до нашего участка, чтобы узнать, что ей на другой адрес – она там голосует. А пригласительный ей не прислали, и своего участка она не знает. Не потому что не знает, а потому что власть постоянно все меняет и люди уже не в силах отслеживать изменения. Сказали ей – там выборы, и пошла к нам. А на нужный адрес она уже не пойдет – сил нет. Это реальный и неединичный случай.
Уже не первый раз во время выборов на наш участок приходят люди от соседних участков. Им не прислали приглашение, они не знают, где голосуют. Работа УИК… Обязаны разнести и расклеить. Но никто не проверяет результат. За явку тоже никто не спрашивает.
Фактор 3. Чиновники саботируют
Этот фактор я ставлю третьим номером, но он самый главный, объясняющий все остальное. Приведу реальный пример. Все предыдущие годы в помощь Территориальной избирательной комиссии района (ТИК) в день выборов давали в помощь чиновников местной администрации, которые садились на телефон и обзванивали (и принимали звонки) УИКи. Дело в том, что все УИКи должны строго по графику в течение дня передавать данные о явке. И самый надежный способ – телефон. Пусть старомодно, но железно надежно, это проверено.
В этом году ТИК остался без подмоги. Завели закрытую группу в ватсапе, чем сильно удивили членов УИК – такой канал для передачи официальных сведений считается недопустимым. Сообщения, конечно, там терялись или приходили с недопустимой задержкой. Отзвоны, уточнения, нервы.
Еще один фактор. Всегда на прежних выборах было много избирателей-надомников. Инвалиды, сильно пожилые и немощные. Десятки адресов. В этом году на нашем участке один!
Обычно о том, что будут выборы, старикам рассказывают соцработники, навещающие их. И по их просьбе они же и приглашают выездную группу УИКа. В этом году все было не так. Повторяю – надомник был один. А это значит только саботаж выборов со стороны работников соцслужб. Причина может быть только одна – нелояльность этих работников к городской власти.
Удивительно, что как раз в Горбольнице № 3 было не так. Выездная группа нашего УИКа привезла оттуда 8 % явки по нашему участку! Так был организован процесс со стороны администрации клиники, что все жалеющие смогли проголосовать, все заявления заполнены заранее, все списки выверены и вовремя поданы. Но это тот случай, когда главврач как раз местных районных чиновников не боится и сделал все как положено по закону, а не по их указке или ее отсутствию.
И тем не менее – низкая явка. И провалена она везде по городу. А значит, скорее всего, причины одинаковы. И перечисленные частности отражают общую картину – рядовое чиновничество не поддерживает Локтя. Устали от его «креатур» в виде начальников управлений и подразделений районных администраций. Один сомнительнее другого с точки зрения компетентности. Как следствие – уход из той же Советской районной администрации квалифицированных специалистов. Не каждый будет работать под началом непонятно как назначенных и неизвестно откуда взявшихся людей с сомнительной квалификацией. А те, кто остался, видимо, практикуют глухой саботаж. Как сказал герой известного фильма, «люди делятся на две категории – одни не способны ни на что, другие способны на все, я предпочитаю вторых». Если чиновничество времен Городецкого отличалось рвением во всех смыслах, и в хорошем, и в плохом, то нынешние – никакие. Они ни явку обеспечить не могут. И уж тем более ни фальсификации организовать. Выборы прошли честно. Мы готовились к нашествию всевозможных «каруселей», собирались дать им отпор, но их небыло.
Мэр, победивший при рекордно малом количестве голосов. Фактически нам мэра выбрала одна десятая часть жителей города.
Кто они, люди, выбравшие мэра?
Работая на участке, выдавая бюллетени, составил табличку – пол и возраст избирателей. Да, это неполная картина, но другой нет. Учитывая, что наш УИК – показательный, то есть результаты по нему часто совпадают с общегородскими, возможно, картина покажется интересной.
Итак. Средний возраст избирателей – 58 лет. Женщин на 20 % больше, чем мужчин.
Почти половина избирателей старше 60 лет.
Молодых (кому меньше 35 лет) – около 12 %.
Тех, кому меньше 25 лет, – 4 %.
«От него кровопролитиев ждали, а он чижика съел»
Вечные слова. На этот раз – про наше окологосударственное чиновничество от молодежной политики.
Отдельное личное наблюдение про волонтеров. Это новшество, внедренное нашими чиновниками за несколько дней до выборов. Суть в следующем. Городская избирательная комиссия заключила соглашение с Областным волонтерским корпусом (судя по сайту – «придворная» организация, неплохо профинансированная) о том, что волонтеры будут на избирательных участках дежурить и помогать пожилым людям. В законе этого нет. Более того, в законе четко прописано, кто и что может делать на участке и в его окрестностях. Очень детально прописано с ролями и функциями. Волонтеров никаких и в помине нет. Как нет их в и методичке Областного избиркома 2014 года выпуска о помощи маломобильным избирателям. А значит, их можно выгнать, даже не спрашивая, как зовут. У членов УИКа есть такое право. Полиция обязана обеспечить его реализацию.
Внедрили это новшество тихо, без публикаций в СМИ, без оглашения и разъяснения. За два дня до выборов. Запахло попыткой агитации на участке в день голосования.
Не знаю как где, но у нас вышло прямо противоположно. Прислали мальчика лет 17. Он честно провожал бабушек с первого этажа на второй и обратно. Не агитировал. Потом члены комиссии выяснили, что он не обедал, приехал без сухого пайка и денег. А в коридорах запахи булочек из буфета… Сердобольные дамы из нашего УИКа срочно повели его кормить. А я сидел и думал, да неужели наши волонтерские начальники, подозреваю, что небедствующие, благодаря этому статусу, не в состоянии организованно решить этот вопрос? Отправили детей на весь день по всему городу (мальчишка вообще неместный) и даже не подумали о их обеде… Какие фальсификации они могут организовать? Эти начальники ни на что не способны. Как говорится: ни украсть, ни покараулить. Прислали на участки голодных детей и отчитались.
Наша власть. С этим Новосибирску жить еще пять лет. Поздравляю нас всех с окончанием этих выборов! На следующий год будем выбирать себе новый состав Горсовета и Законодательного собрания области. И очень хочется верить, что чиновники Локтя бездарны только в этом вопросе. Городское хозяйство это не про выборы...
Фото: news.myseldon.com
Обсуждение темы на Форуме Академгородка
Андрей Красиков