Для начала итог выборов – Травников победил. С каким счетом – облизбирком досчитывает, но уже понятно, что победа его политически слабая. Факторы слабости:
1. Явка в городе около 20 %.
2. За Травникова проголосовали чуть более 60 % от пришедших на выборы (данные предварительные, на утро 10 сентября).
3. Резкий рост результатов спойлеров (тот же Кубанов не первый раз играет эту роль, но сейчас набрал очень много, больше своего реального политического веса, всего в три раза меньше Травникова). Это протестные голоса. То есть Травников при всей административной поддержке, при всей активной кампании, при всем бюджете, при факторе «он уже работает», при личной поддержке Путина, при монополии государства на общественно-политические ТВ-каналы, набирает всего в три раза больше кандидата, который провел кампанию в свойственной ему манере «для галочки», не выдвинул никаких ярких идей. То же самое о номере три этой кампании – Савельеве. Его кампании как таковой почти не было, но его результат всего в четыре раза меньше Травникова. Это протест избирателей.
Вся политическая картина могла быть изменена в один день, если бы традиционная оппозиция (КПРФ) в лице мэра Анатолия Локтя не заключила сделку. Локоть резко ушел с избирательной кампании и, как говорят, получил гарантии поддержки на второй срок мэрства. История не терпит сослагательного наклонения, но все же. Если бы Локоть пошел на губернаторские выборы, что было бы? Простой аргумент, что Травников – единоросс, то есть член партии, принявшей пенсионную реформу, мог обеспечить победу Локтю. Перебить нынешний результат Травникова за счет явки своих сторонников и просто аккумулировав протестные голоса при том уровне недовольства в обществе не составило бы труда. Просто на одном факторе. Тем более что выборы губернатора – это еще и трибуна, возможность полемизировать с оппонентами. Локоть мог стать губернатором. Мог стать фигурой федерального уровня. Мог стать частью общества, сопротивляющегося антисоциальной политике правящей партии. Но не случилось.
Вместо этого Локоть получил гарантию выборов на второй срок (до того еще дожить надо, и кто сказал, что договоренность будет выполнена) и полную поддержку властей в проведении коммунистами бутафорских акций протеста.
Лучшее доказательство этого – произошедшее в день выборов, 9 сентября. Сторонники Алексея Навального анонсировали всероссийскую акцию протеста. Мэрия всеми силами попыталась ее не разрешить. При этом мэр-коммунист акции своих однопартийцев согласовывает легко. Что случилось 9 сентября на городских улицах Новосибирска, многие уже знают. Наш город впервые за несколько лет отличился жестким задержанием участников протестных митингов. К тому, что полиция избивает молодежь на митингах в Москве и Петербурге, все привыкли. В Новосибирске так не делали. Но лиха беда начало. Представитель организаторов митинга Андрей Гладченко сейчас ищет юристов для сопровождения задержанных. А его коллега Сергей Бойко получил 30 суток ареста. Как сообщают его коллеги, это за видеоролик про акцию против пенсионной реформы.
Еще раз. Все могло быть иначе, не заключи Локоть сделку с единороссами. И выборы, и акции протеста могли пройти иначе. Да и губернатор сегодня в Новосибирской области был бы уже другой. Было бы это благом для области? С точки зрения госуправления – нет. Качество управления в муниципалитете при Локте деградировало. Как написал один коллега: «Люди, отберите у Локтя печать и авторучку, а то он нас вообще в долги загонит своими действиями». О примерах деградации можно говорить долго. К счастью, этот управленческий «опыт» не будет масштабирован на уровень региона, мучиться будет один Новосибирск. А Локтя взяли за фук. Он не сделал главный политический ход своей жизни, не стал лидером борьбы против пенсионной реформы, не стал губернатором, хотя мог бы это сделать легко. И теперь, когда он старательно выполнил свою часть договоренностей, ему остается тихо сидеть и надеяться, что партнер не обманет в исполнении своей части. Чем спокойнее и глупее по содержанию митингуют коммунисты и чем жестче полиция задерживает остальных, тем слабее позиция Локтя. А со слабым игроком можно и не церемониться. Слабого не грех и кинуть – закон барахолки. Или как это официально называется? «Закон политической жизни»… Так красивее звучит.
Обсуждение темы на Форуме Академгородка
Андрей Красиков