— Александр, почему Вы решили заниматься политикой?
— Это не было какое-то специальное решение, принятое в определённый момент времени. Скорее это был ряд решений, связанных не с «политикой», а с конкретными проблемами, проектами, инициативами и организациями. Меня что-то не устраивало – и я пытался на это повлиять. Или меня заинтересовывал какой-то проект, и я в нём участвовал. Но через какое-то время оказалось, что это и есть политика. Одним из первых проектов была кампания по продвижению интересов студентов медико-биологического отделения НГУ, на котором я тогда учился. Мы хотели быть врачами, но отделению не давали лицензии. И вот я организовал сбор подписей и поехал с ними к министру образования.
— С чего Вы начинали в Новосибирске?
— В Новосибирске начинал с позиции председателя профкома студентов НГУ, которую я занял в 2001 году. Фактически нашей командой была с нуля воссоздана профсоюзная организация в университете. Потом четыре с половиной года работал в управлении по делам молодёжи Новосибирской области. Из основных достижений – принятие закона «О молодёжной политике в Новосибирской области», к доработке которого я имел непосредственное отношение, а также областной целевой программы по обеспечению жильём молодых семей, которую я координировал. Благодаря этой программе несколько тысяч молодых семей получили жильё.
— По вашему мнению, должна ли молодежь заниматься политикой и в какой мере?
— «Должна» – не совсем правильная постановка вопроса. Здесь как минимум два момента. Молодёжь заинтересована в этом, поскольку политика – это инструмент влияния на собственную жизнь. Молодые люди, которые не хотят быть рабами обстоятельств, не могут не участвовать в политике. Хотя это весьма широкое понятие. Голосование на выборах – это ведь тоже «участие в политике». Общество и государство заинтересовано в этом, так как это единственный способ сделать принимаемые решения легитимными для молодёжи.
— С какого возраста в нашей стране можно заниматься политикой?
— Опять-таки, нет такой нормы «участие в политике разрешено с такого-то возраста». Избирательное право наступает с 18 лет. Баллотироваться в органы местного самоуправления с недавнего времени по инициативе Президента РФ тоже возможно с этого возраста. Молодые люди, которые предполагают профессионально заниматься политикой, нередко начинают уже в старших классов, участвуя в деятельности различных молодёжных общественных организаций. На мой взгляд, это важная форма околополитической активности.
— По вашим наблюдениям, молодыми людьми, идущими в политику, сегодня движет, скорее, желание что-то реально изменить или карьерный интерес и жажда денег?
— Мне неизвестна какая-либо точная статистика на этот счёт. Думаю, у разных людей встречается и первая, и вторая, и третья мотивация, а чаще всего они сочетаются. Их четкое соотношение неизвестно. Но совершенно точно могу сказать, что есть категория молодых людей, которая попадает в «молодёжную политику» потому, что не является конкурентоспособной в традиционно престижных для молодёжи сферах – своей профессии, бизнесе, спорте, искусстве. Это – настораживающий тренд.
— «Молодую гвардию» называют кадровым резервом Единой России. Велики ли шансы у молодых людей, вступивших в эту организацию, занять серьезные политические посты?
— С математической точки зрения эти шансы никто не подсчитывал. Но в чём состоит объективная реальность? В том, что люди, находящиеся у власти сейчас, с течением времени уйдут в силу чисто биологических причин. И придёт поколение тех, кто сейчас является молодёжью. Как вы считаете, у кого из этого поколения больше стартовых возможностей – у тех, кто никогда не интересовался политикой, или у тех, кто занимался этим с юности? Вот вам и ответ. К сожалению, принципа «у генерала свои дети есть» никто не отменял. Но, так как власть у нас в стране по наследству не передается, то такие случаи занимают меньшую долю в общей массе политических карьер. Проблема состоит в том, что молодёжь не хочет ждать – она хочет получить всё здесь и сейчас. Вот на этом противоречии и разворачиваются основные конфликты «отцов и детей».
— В целом, можно ли назвать нашу молодежь политически активной?
— Да, я считаю российскую молодёжь политически активной. Для этого достаточно проанализировать количество молодёжных общественных и политических организаций, действующих как на региональном, так и на федеральном уровне, и степень их влияния на политическое пространство страны.
— Как Вы считаете, достаточно ли в нашей стране развиты политическая социализация и политическое воспитание?
— На мой взгляд, недостаточно. Причин масса, остановлюсь на нескольких. Во-первых, мне кажется, система образования даёт недостаточно фундаментальных знаний об устройстве государства, общества, политической системы, о базовых правах человека. Формально эти курсы есть, но почему-то их содержание не откладывается в сознании учеников. Про пестики и тычинки помнят все, а вот про избирательные права и их природу – нет. В курсе истории больше внимания уделяется войнам, чем государственным институтам. Помимо этого, такие институты как семья и культура очень слабо задают нормы именно политической, гражданской активности. Во-вторых, формы приобщения к политической культуре молодых людей, например, молодёжные парламенты, правительства, ассамблеи, советы и т.д., пока ещё носят в значительной степени имитационный характер и охватывают недостаточное количество молодёжи. Власть декларирует принцип субъектности молодёжи в политике, но при этом не формирует пространства, в котором эта субъектность могла бы проявиться. А без личного опыта субъектности, ответственности за кусочек окружающего мира невозможна никакая политическая социализация.
— По вашему мнению, нужно ли что-либо менять в нашей политической системе?
— Наша политическая система на всех её уровнях до сих пор излишне ориентирована на личности. Это делает жизнь суперзависимой от индивидуальных качеств и траекторий людей, занимающих те или иные властные позиции. Я полагаю, что должен быть усилен акцент на институты и нормы, прежде всего правовые. Именно эти институты позволяют серьёзно сглаживать субъективный фактор и обеспечивать более стабильное развитие.
Беседу вела
Мария Васильева
Academ.info