Риск — дело благородное
ЕР стала первой российской партией, внедрившей обязательные праймериз — предварительные выборы для определения самых популярных и авторитетных кандидатов. Обычно, чем лучше был результат на праймериз, тем больше голосов кандидат набирал непосредственно на выборах. Предварительные выборы проводились по нескольким моделям. Самая закрытая — это когда за партийных кандидатов голосуют только члены партии. Самой открытой считалась модель, при которой в праймериз могут участвовать не только выдвиженцы от ЕР, но и от других партий, а голосовать могут все желающие. В Новосибирской области впервые в России опробовали модель «Народного голосования». Организаторами выступили профессиональные и общественные объединения, а ЕР довольствовалась ролью одного из участников, наряду с ещё восемью партиями и независимыми кандидатами.
Основные соперники ЕР — КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР — в «народном голосовании» участвовать отказались. Политологи предрекали, что кампания 2015 года будет очень сложной для «партии власти». Поэтому главная задача ЕР на период праймериз - набрать лучшую спортивную фору. А для этого нужно было мобилизовать как можно больше однопартийцев и сторонников.
Заслуги не в счет
За время подготовки к «народному голосованию» секретарь Генерального совета ЕР Сергей Неверов трижды приезжал в Новосибирск, чтобы лично убедить новосибирских депутатов воспринять этот эксперимент адекватно и серьезно. Но позиция московского руководства и регионального политсовета ЕР была непреклонной: исключений не будет даже для самых заслуженных партийцев: либо побеждаешь в открытой, конкурентной борьбе, либо лишаешься партийной поддержки на выборах. Кроме того, появилось новое поколение политиков, желающих использовать «Народное голосование» как путёвку в предвыборную борьбу высокого уровня. Стало ясно, что даже самым известным депутатам от ЕР придётся постараться, чтобы обеспечить убедительную победу на «народных праймериз». Поэтому в мае, за четыре месяца до сентябрьских выборов, в Новосибирской области развернулась полноценная предвыборная кампания. Усилиями кандидатов, удалось вовлечь в этот процесс самых активных избирателей. 243 тысячи новосибирцев, пришедших 24 мая на избирательные участки. Неплохо, для эксперимента, с неясным для широких масс статусом и предназначением.
Ранний старт
Благодаря «народному голосованию», у ЕР на старте официальной предвыборной кампании уже высокая боевая готовность. Определены сильнейшие по 38 областным и 40 городским округам. Отлажена работа штабов, выстроены отношения со СМИ и общественностью, мобилизован электорат. Лишь к середине мая в штабах других парламентских партий поняли, насколько опасен для них эксперимент с «Народным голосованием». Коммунисты бросились вдогонку с проектом «Народный референдум» (по сути, сугубо внутрипартийные праймериз с попыткой вовлечь избирателей). Похожую инициативу «Справедливый призыв» пытается запустить «Справедливая Россия». В роли догоняющего оказывается и несистемная оппозиция — коалиция партий вокруг «РПР-Парнас». Объединение Алексея Навального и Михаила Касьянова тоже пытается затеять праймериз с участием новосибирцев. Но впереди лето, политическая активность граждан угасает на глазах, и первой в этот уходящий поезд вскочила ЕР...
Ближайшие недели, в течение которых будут проходить праймериз оппозиции, покажут, среди прочего, и то, как будет выглядеть основная предвыборная гонка. Коалиции Навального и Касьянова придётся конкурировать с КПРФ, ЛДПР, справороссами. Пока системная и несистемная оппозиция будут драться за протестный электорат, ЕР сможет в плановом режиме развивать наработки «Народного голосования» и проводить работу над ошибками.
Для губернатора Городецкого политически позиция становится более радужной, чем еще несколько месяцев назад. В пошлом нападения на на него со стороны некоторых федеральных СМИ, зато в регионе всем ясно — он вполне способен вытянуть своей командой такой воз как двойные выборы...
Оправдалось ли «народное голосование»? Для мая — да. На условные 76 мандатов заксобрания и 50 мандатов горсовета претендовали более 1000 кандидатов. Внутрипартийная конкуренция местами была очень жёсткой: соперники спорили в прессе и выставляли наблюдателей на участках. Среди победителей появились новые лица, до сих пор не участвовавшие в политике. При этом борьба была абсолютно прозрачной, без ограничений предвыборного законодательства.
По материалам пресс-конференции руководства «Единой России»