- Все видят, как проходит избирательная кампания по выборам губернатора-2014, и вполне понятен ее фаворит. Логичный вопрос: что вы будете делать и как себя проявлять на выборах?
- Я примкнул к движению «Голос» на прошлых выборах, потому что, на мой взгляд, там действительно была интрига и был очевидный смысл следить за ситуацией. Сразу скажу, что надо отдать должное Новосибирской области и Новосибирску: наш регион достаточно скучный в плане фальсификаций. Взять хотя бы наших соседей-кемеровчан. То, что происходит там, нам и не снилось. Тем не менее, мы следили за выборами, у нас было около 30 специально обученных нами волонтеров, которые работали на участках мобильной бригадой, было и взаимодействие с общим штабом всероссийского «Голоса», а это довольно мощное программно-аппаратное явление. В частности, в момент подсчета голосов через систему смс по всей стране становится сразу известным, кто и сколько набрал голосов на каждом избирательном участке. Это очень интересная вещь в смысле поствыборной фальсификации, переписывания бюллетеней вручную. Но надо сказать, что система политтехнологий реагирует на гражданскую активность, на то, что люди привыкли тщательно следить за происходящим, и сами политтехнологи уже далеко шагнули за пределы избирательных участков. Это очевидно. По выборам текущим становится понятно, что к избирательным участкам подходят уже с готовым результатом, фальсифицировать который не скажу, что не будут. Находятся деятели, которые на «низовом» уровне проявляют рвение и нам будет, за чем посмотреть. Конечно, это имеет символическое значение, поскольку сам принятый закон о муниципальном фильтре работает на 100%. Это не барьер, как многие могут подумать, и который почти не преодолеть. Это – триггер. Ключ, который власть ставит в положение «ноль» или «единица» с вероятностью 100% . В самом законе о муниципальном фильтре изначально прописаны те вещи, которые позволяют отсечь любого неугодного кандидата. А при случае оставить одного. Как, в общем-то, сейчас и произошло.
- Ваш прогноз: что будет на выборах?
- Прогнозирую, что люди будут возмущены тем подходом к избирательной кампании, и кандидаты (конкуренты фаворита) наберут большое число голосов по сравнению с тем, сколько бы за них реально проголосовало. Ожидаем протест.
- Явку ожидаете высокую?
- Предельно низкой. Может, и самой низкой за всю историю выборов в Новосибирской области.
- Дельту готовы назвать?
- Думаю, 15-17%. Говорить более чем о 20%, на мой взгляд, бессмысленно. Однако, есть бюджетники – зависимые от власти люди, которые все равно будут мотивированы на выборы, и стало тяжелее управлять ими непосредственно. Т.е. заставить прийти на выборы человека можно, а проконтролировать, как он проголосовал, уже сложнее. Его внутренняя фига проявится уже внутри избирательной кабинки. Поэтому здесь тоже не факт, что сработает административный ресурс. Есть и еще один старый политтехнологический прием, который возвращен к жизни – это досрочные выборы. Здесь все несколько проще: оно предельно усложнено для наблюдателей. С третьего по 14-ое сентября ежедневно, с 16.00 до 20.00 тяжело постоянно присутствовать и наблюдать. Очевидно, что досрочное голосование проходит без наблюдателей. Интересно будет посмотреть, какой будет процент «досрочников».
- По поводу процентов. Председатель районной избирательной комиссии Игорь Цеханович сказал, что около 500 человек воспользовались правом досрочного голосования на выборах в Советском районе, когда эта норма действовала. Будет интересно сравнить, какая цифра будет в этом году. Можно ли это считать своеобразным маркером?
- Несомненно. Как физики мы знаем: любое явление, которое выходит за границы статистики, является маркером.
- Как пройдет 14 сентября для членов движения «Голос»? Вы распределитесь по участкам, или махнете рукой?
- Не махнем. Около месяца назад прошел межрегиональный семинар «Голоса», где несколько дней плотно занимались взаимо- и самообучением, и в частности были три часа посвящены философскому диспуту по поводу «Голоса» и зачем он нужен. Именно в условиях того, что сам институт выборов прекращает свое существование как осмысленная процедура. Путем долгой дискуссии пришли к выводу, что перед собой ли, или вечностью, но мы обязаны этим заниматься – слежением за выборами как за некоей цивилизационной сущностью, которая не должна быть утеряна. Лично я убежден, что рано или поздно выборы вернутся как осмысленная процедура. И к этому моменту мы должны донести, не утратив и сохранив, некие технологии. Мы воспринимаем себя как некие хранители ключей, которые рано или поздно кому-то будут нужны.
- Насколько известно, движение «Голос» претерпело некие статусные преобразования. У вас новый адрес сайта, чехарда с названиями. Что это значит?
- Это результат прошлой волны гонений на иностранных агентов. Не секрет, что «Голос» был назван «иностранным агентом», ему пытались вручить заграничную премию и движение отказалось от выигранных денег. Это не помешало сказать, что «Голос» получает иностранное финансирование. Одновременно называли организацию «ведущей политическую деятельность», хотя этот термин размыт, и его последующая конкретизация как раз говорит, что «Голос» никакой политической деятельностью не занимается. Тем не менее, юридическое лицо – ассоциацию «Голос» - пришлось закрыть как иностранного агента. Теперь мы общественное движение без статуса юрлица. Есть несколько юрлиц районных и региональных, например, «Голос-Урал».
- Новосибирский центр относится к уральскому?
- Есть юридической лицо «Голос-Сибирь», которое, кстати, самостоятельно выиграло суд в двух инстанциях о непризнании себя иностранным агентом. Тем не менее, он не ведет финансовой деятельности сегодня, а «Голос-Урал» - ведет, и помогает организовать наблюдение за выборами в Новосибирске на определенные гранты. Не иностранные. Выданные – кем бы вы думали? Президентом России Владимиром Путиным. С точки зрения арифметики грант является символическим, на него невозможно ничего оплатить кроме временного помещения штаба на выборах, но он имеет большое символическое значение.
Внесу маленькую ложку дегтя в бочку дегтя... Я слышал конспирологические версии, которые не лишены, впрочем, основания. Сами действия нынешних политтехнологов и власти уже целиком направлены на окончательную дискредитацию института выборов как такового. Не просто «протащить своих», а чтобы население разочаровалось и можно было бы де-юро ликвидировать институт выборов. В таком забавном мире мы живем.
Беседовал Андрей Красиков
Полную версию интервью смотрите на сайте Академ ТВ