Наверное, никакая другая лекция проекта «Эврика» так не накаляла атмосферу в зале «НИИ КуДА». Возможно, потому, что ученые-естественники говорят о вещах интересных, но материальных, а кандидат исторических наук Вадим Журавлев затронул сокровенное: основу нашего общества.
Мифы, которыми мы дышим
«Есть мифология видимая и невидимая. Очевидны мифы, допустим, Древней Греции. Очевидны профессиональные мифы, например, спелеологов. Невидимая – это мифология, которой мы дышим, которая организует всех нас в общество. Именно потому, что общество живет в этой мифологии, оно его не видит, как рыба не видит воду», – говорит Вадим Журавлев.
«Общество не может существовать без мифов. Яркий пример этому – сообщество Академгородка. Житель Городка – дикарь, в хорошем смысле этого слова. Мы мыслим понятиями сакрального и профанного, центра и леса, который обозначает границу нашего мира».
Заметим, что Вадим Викторович в начале своей лекции пояснил, что является сторонником здорового антропологического взгляда на современное общество. «Дело в том, что социальные науки о западном цивилизованном мире обанкротились. Они основывались на том, что, зная настоящее и прошлое, они могут прогнозировать развитие общества в будущем. Но это не так. Они исходили из того, что цивилизованный мир существует, хотя значительно важнее уметь взглянуть на наше общество как на общество дикарей».
«Это значит вывести себя из этого круга, разорвать личные связи. Любовь – да, любовь возможна, но это любовь коллекционера. Посмотрите, какие у них забавные серьги в ушах!» – с умной иронией вещал лектор.
Папуасы с Морского проспекта
Оставшуюся часть лекции Вадим Журавлев убедительно доказывал залу, почему интеллектуал-городковец на самом деле «дикарь». «Вы знаете, каков счет у дикарей – один, два и потом сразу: много. Это неслучайно. Дикари осознают себя через личность вождя. И в этом смысле наше общество недалеко ушло. Наше мифологическое сознание требует, чтобы у нас был отец-основатель, герой, в первичном представлении – вождь. Потому что отец-основатель – это мы, и биография героя – это биография нас», – произнес Вадим Викторович, приводя в пример личность Петра Первого и академика Лаврентьева.
«Если такого основателя нет, то его выдумывают, назначают. Потому что современный человек остается дикарем: он не может мыслить о становлении своего родного города реалистично. Дескать, в определенное время историческая необходимость привела к тому, что некоторое количество людей приехали в эту местность и начали строить город. Нам необходим тот, кого мы в качестве ряженого будем выводить на площадь в дни наших празднеств», – достаточно жестко «утопил» нас в первобытность лектор.
Г-н Журавлев привел известный пример с «основателем» Новосибирска, инженером и писателем Николаем Гарином-Михайловским. В его честь названа площадь и станция метро, но реально он не имеет никакого отношения к рождению и становлению нашего города. Просто однажды указал точку на карте, где должен быть возведен железнодорожный мост.
Вадим Викторович разобрал и несколько мифов Академгородка. Например, миф о маньяке-молоточнике: «Маньяки, людоеды и прочая нечисть в лесу нашему сознанию необходимы. Они обозначают окраину нашего мира, они населяют так называемое «негарантированное» пространство. Представьте, что дикий человек сидит в лесу перед костром. Круг света – это место известное, территория жизни. Там, где начинается тьма, начинается царство неведомого».
Варяжское поселение Академгородок
Появление в Городке улицы Золотодолинской и гостиницы «Золотая долина» Вадим Журавлев также объяснил мифологически. «Раньше это место называлось Волчьим логом, здесь действительно водилось много волков. Но академик Лаврентьев, будучи мудрым человеком, понял, что в Волчий лог перспективных ученых из Москвы не заманишь, и тогда аспирант, а теперь академик Титов предложил назвать местность вот так романтично».
Почему было выбрано именно такое название – загадка. «Миф гласит, что приехавших поразили золотые березы. Но они выбирали место для строительство Городка весной, поэтому берез с желтой листвой увидеть не могли».
Вадим Журавлев предложил три свои версии происхождения этого топонима: от названия популярного тогда рассказа Джека Лондона, от одноименной оперетты Дунаевского, которая ставилась примерно в те годы, и от названия популярного тогда портвейна.
«Вообще надо понимать, что Академгородок – варяжское поселение. Пришли люди и построили новый город, а на окраине его оказались поселения с богатой историей – Шлюзы, Левые Чемы. Там люди жили несколько поколений, у них была своя история и своя мифология»
Еще одним любопытным наблюдением поделился с залом лектор уже под занавес. «Обратите внимание, как распалось длинное название Академгородок на две части – Академ и Городок. Городком это место называют старожилы, те, кто совсем «свой». Академом – в основном приезжие, а жители Новосибирска и Бердска и вовсе произносят «акадЭм». Это «чужие». Называя одну и ту же местность так или иначе, человек говорит либо «я тут, я ваш», либо «я за пределами границы, я другой».
Антрополог Журавлев своей лекцией показал присутствующим: не надо обольщаться, что мы – люди цивилизованные, люди современные. На самом деле, все кажущееся молодым – очень-очень старое, обладающее корнями, уходящими глубоко в века. И чтобы осознать свое «я», надо уметь смотреть на себя, как на дикаря.
Фото Алексея Епанчинцева http://morose-ave.livejournal.com/
Александра Зайцева