Полевые отряды археологов из ИAЭТ СО РАН работают во многих точках мира. В этом году раскопки велись в Черногории, Вьетнаме, Средней Азии, Забайкалье, Монголии и, конечно, в Сибири и на Алтае. Пресс-конференция в Доме ученых, которую проводил заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН академик Вячеслав Молодин, была посвящена итогам полевого сезона. Несмотря на тридцатиградусный мороз, комната для встречи с прессой была полна народу – обещание показать находки не оставило равнодушными журналистов разных СМИ. Более часа Вячеслав Иванович рассказывал о самых разных находках полевых отрядов. Я остановлюсь на нескольких, показавшихся мне наиболее яркими.
Идол для любого музея
Одной из первых находок, которую продемонстрировал Вячеслав Иванович, стал бронзовый идол, найденный археологами в Венгеровском районе Новосибирской области на раскопках могильника Тартас-1. Небольшая (меньше 20 см), темная изогнутая фигурка с мрачным выражением лица была сделана в конце 3 – начале 2 тысячелетия до нашей эры. У фигурки оказалось плоское туловище с маленькими ручками. Ученый отметил, что туловище выполнено «условно», зато головка фигурки изготовлена «рельефно»: четко видны черты лица, показан головной убор.
Любопытно, что захоронение, где обнаружили идола, было разграблено еще в древности. От тела человека, которого тысячелетия назад захоронили в этом месте, сохранилась только кисть руки. Вместе с ней сохранился и идол.
«В этой культуре такие предметы, как этот идол, найден впервые», – рассказывал академик Молодин. По словам ученого, и Лувр, и Эрмитаж взяли бы такую находку с большим удовольствием.
Бронзовый идол на столе у ученого соседствовал с двумя другими, с виду сделанными более искусно. Эти фигурки изготовлены в 10-13 вв. нашей эры. Найдены они были на севере этнографическим отрядом во время изучения святилищ хантов и манси, куда весьма непросто попасть – современное население трепетно относится к культовым местам. «Великолепное искусство. Своеобразное», – говорил археолог, демонстрируя фигурки идолов.
С Тартаса-1 исследователи привезли украшенные узорами керамические сосуды, сделанные в эпоху бронзы. «Часто спрашивают, как археологи определяют возраст? Наши основные материалы – это керамика и камень. Анализируя такие сосуды, – говорил Вячеслав Иванович, одновременно указывая на два керамических изделия на столе, – вы, даже не являясь специалистом, заметите, что они разные, принадлежат разным культурам и сделаны в разные эпохи. Изучая такие образцы, мы определяем и возраст, и культурную принадлежность. Археологию не зря называют наукой о битых черепках».
Ведя раскопки объектов эпохи бронзы (3–1 тысячелетие до нашей эры), археологи обнаружили могильник, который оказался еще на несколько тысячелетий древнее. «Мы совершенно случайно наткнулись на могильник эпохи неолита, возраст которого – не менее 6 тысячелетия до нашей эры. Надеюсь, в этом году мы будем его исследовать», – сказал Вячеслав Иванович.
Кольцо и керамика
Другой интереснейшей находкой сезона стало золотое кольцо, обнаруженное тоже при раскопках в Венгеровском районе. Администрация Новосибирской области обратилась к археологам с просьбой исследовать большой курган (более 30 метров в диаметре). Когда-то давно он имел вид насыпи, но местные жители постепенно разобрали ее для своих садов. Сделали они это, по словам академика Молодина, неумышленно и не зная, что под землей находится захоронение. Однако после этого с памятником надо было срочно что-то делать, ему грозило уничтожение.
Занявшись изучением, археологи выяснили, что погребальный комплекс начали сооружать задолго до смерти того, кто был в нем захоронен. В центре комплекса находилось несколько могил. К сожалению, центральная могила была разграблена еще в древности, причем не единожды. И тем не менее, некоторые вещи сохранилось: набор керамики, наконечники стрел, предметы конской упряжи и самая замечательная находка – золотой перстень.
Как шутят археологи, это колечко, надетое на женский пальчик, даже и сейчас смотрится весьма неплохо. Любопытно, что, судя по техники изготовления кольца, украшение попало в Сибирь с далекого Запада. Подобные вещи в тот период времени изготавливали исключительно в Причерноморье в античных центрах.
Не менее интересные находки были сделаны во время раскопок в зоне Богучанской ГЭС, где археологи выявили ряд ранее неизвестных памятников. Сегодня на территории, которая в будущем подвергнется затоплению, проведены работы на 84 археологических памятниках.
«Работы ведутся на широких площадях, вскрыто 41 600 квадратных метров – это стоянки, могильники. И найдено много интересного, – говорил академик, показывая керамический сосуд эпохи позднего неолита. – Вообще в этом районе встречается много керамики, но столь целые емкости – нечасто».
Хорошо сохранился и кинжал с каменным лезвием и костяной основой, сделанный в 7-6 тысячелетии до нашей эры, в эпоху неолита. А вот фигурка орла с распростертыми крыльями, найденная там же, в зоне раскопок Богучанской ГЭС, была изготовлена в средние века.
«Меня часто спрашивают, стоят ли тратить деньги на раскопки на этой территории? Говорят: глухая тайга, какие там могут быть культуры, какая история? Но, как видите, это абсолютно неправильно, потому что там мы встречаемся с богатейшими памятниками», – рассказывал академик.
Слово «богатейшие» вовсе не означает, что большинство археологические объектов хранят в себе украшения из драгоценных металлов, как ранее найденное золотое кольцо. В отличие от разоряющих древние памятники кладоискателей, археологи вкладывают совсем другой смысл в такие слова.
«Для археолога научная значимость любого предмета велика. Посмотрите на этот керамический сосуд, я неслучайно принес его. Он относится к ранее неизвестной в Сибири культуре, так называемой Одиновской. Это – роскошный, практически целый образец», – с любовью говорил ученый.
Газопровод и археология
Среди других экспедиций, связанных с необходимостью провести работы, пока на выбранных территориях не началось строительство, Вячеслав Молодин назвал раскопки на Алтае, в зоне, где должен пройти газопровод «Западная Сибирь-Китай». В этом году несколько отрядов археологов из ИАЭТ СО РАН работали вдоль будущей трассы газопровода на участках горного и равнинного Алтая. В течение 2,5 месяцев исследователи выявили около 330 археологических объектов. На территории были обнаружены могильники разных эпох (от эпохи бронзы до позднего средневековья), стоянки древнекаменного века, несколько изваяний, интереснейшие наскальные рисунки.
Невольно возникает вопрос, успеют ли ученые все это исследовать, или некоторые памятники неминуемо «погибнут» во время строительства?
«Нитка газопровода, ее не зря так называют, очень узкая, и зона отчуждения небольшая. Из этих 300 с лишним памятников в нее могут попасть один-два кургана, часть стоянки… Все, что напрямую попадает в зону строительства можно изучить за несколько сезонов, – говорит Вячеслав Иванович. – Кроме того, трассу прохождения газопровода можно скорректировать и провести так, чтобы она минимально касалась археологических объектов».
Позицию противников строительства газопровода академик не разделяет. «Все энергоресурсы на территории горной части Алтая завозные. Газ – это наиболее экологически чистый носитель тепла и энергии. Поэтому строительство такого газопровода только во благо, не говоря уже о дополнительных рабочих местах, в которых нуждается регион», – объясняет он.
Фотографии Сергея Ковалева, фото кольца Марии Роговой
Дина Голубева