– Людмила Андреевна, расскажите, почему возникла необходимость расширения СУНЦ?
– Действующие корпуса не справляются с образовательными задачами. Например, у нас две лаборатории химии, и они загружены фактически круглосуточно: чтобы ученики успели реализовать все свои проекты, им приходится заниматься чуть ли не ночью. И те исследовательские замыслы, которые есть у преподавателей, не вмещаются в две лаборатории. А есть еще физика, практическая биология. Есть инженерные лаборатории, которые приютил на своей территории КЮТ. Здесь, в учебном корпусе ФМШ, всего три компьютерных класса, а нам нужно хотя бы шесть.
Мы просто хотим, чтобы наши школьники получили больше образовательных возможностей. Дело не в том, что мы этого захотели именно сейчас. В физматшколе учебный процесс всегда строился так, чтобы каждый мог найти себя, попробовать себя в научных исследованиях. Мы обеспечиваем ранний вход в науку. Для этого и необходимы учебные лаборатории с современным оборудованием.
То же самое можно сказать о досуге школьников. У нас в общежитии есть небольшой танцевальный класс, но наша хореографическая студия его переросла. У нас есть актовый зал, который не вмещает даже родителей школьников, на выпускной и посвящение мы ходим в Дом ученых.
Один спортивный зал – этого мало, у нас 550 старшеклассников, они хотят заниматься разными видами спорта. Нам помогает спортивный комплекс университета, но очень важно, чтобы в условиях интерната у детей была возможность заниматься спортом в своих зданиях.
– Какие именно объекты и в какие сроки планируется построить?
– Мы планируем, что 1 сентября 2024 года начнем учебный процесс в новом учебном корпусе и новом досуговом центре. После того как переезд завершится, на месте действующего учебного корпуса будет построено новое общежитие. Эти здания образуют новый кампус физматшколы, они будут соединены подземными переходами, как и привыкли физматшкольники.
– Оправдываются ли ожидания от проекта строительства? Удовлетворят ли новые корпуса потребностям СУНЦ?
– Проектирование шло при непосредственном участии сотрудников физматшколы. Специалисты по предметам (физики, химики, математики, биологи, инженеры, IT-специалисты) планировали свои помещения и в сотрудничестве с институтами СО РАН, и исходя из собственных задач развития. В целом, в проекте мы нашли отражения всех тех задач, которые хотели бы решать.
То же самое касается и досуговых площадей. Мы были соавторами концепции. Проект, конечно, делали профессионалы, но мы полноценно, по мере сил и знаний, помогали создать концепцию техзадания.
Важно понимать, что есть ограничения – требования безопасности, нормативы строительства. Но можно с уверенностью сказать, что в новом корпусе физматшколу ждет абсолютно новое качество инфраструктуры.
– Насколько увеличится количество учеников после расширения СУНЦ?
– Количество учеников не вырастет. Наша задача – делать образование более индивидуальным, соответствующим запросам развития конкретного одаренного ребенка. Современные принципы работы с одаренными детьми делают ставку на индивидуальность. Нам кажется, что нет необходимости увеличивать число физматшкольников, важно давать каждому из них больше возможностей.
– Советский район регулярно оказывается на первом месте в городе по качеству школьного образования, в основном, благодаря результатам СУНЦ. На ваш взгляд, корректно ли сравнивать ваших учеников с учащимися «обычных» школ?
– В целом, я как человек, который работал в двух других школах, хочу сказать, что каждая из них – это школа со своей историей, традициями. В каждой школе свои подходы, свои задачи. Я общаюсь с коллегами – директорами разных школ. Я думаю, никто из них не согласится назвать свою школу «обычной».
Что касается сравнения школ – да, есть какие-то рейтинги, но они условны. Потому что хорошая школа – это школа, которую любит конкретная семья, куда приведут своих детей конкретные выпускники.
Если рейтинг физматшколы добавляет веса Советскому району, мы рады. Если наши результаты помогают добавить очков Академгородку – хорошо.
Сравниваем ли мы себя с соседними школами? У них и задачи более разнообразные, они учат с первого класса, а мы берем уже старшеклассников. Но это те же самые дети. Да, у нас они учатся по вузовской системе, да, им сложнее. Наверное, концентрация детей, способных к наукам, у нас выше. Более ли они талантливы, чем, например, в соседней третьей гимназии? Вряд ли. Каждый в чем-то талантлив, просто мы набираем именно тех, кто ориентирован на науку, но как же музыканты, спортсмены, талантливые дизайнеры?
Поэтому я бы от сравнений воздержалась, но все преимущества, которые дает Советскому району высокий рейтинг физматшколы, я бы использовала.
– Каков портрет современного ученика СУНЦ? Каково соотношение по территориальному признаку учеников из Советского района, Новосибирской области и других регионов?
– Количество учеников из Советского района – год на год не приходится. Бывают годы, когда ребята предпочитают оставаться в своих школах, а бывают – когда авантюрно решают перейти в интернат. Статистика здесь неровная.
Что касается Новосибирской области – это примерно 100 детей из 550. В целом, география сейчас ширится. Например, в этом году мы наблюдаем уникальную географию набора – это дети из Краснодарского края, Санкт-Петербурга, Карелии, Калининграда.
Наши выпускники, в какой бы точке мира они ни жили, хотят, чтобы их дети получили это образование. Я, например, тоже настроена: где бы мы ни жили, мой сын постарается сюда поступить на общих основаниях.
Мы расширяем географию Всесибирской олимпиады, это один из наших каналов набора. Летняя школа была очень широка по географии: приехали дети из всех регионов Сибири и Дальнего Востока, хорошо была представлена европейская часть России.
Я думаю, сейчас дети стали более свободными. Я вижу, что для них географические условности менее важны, чем для нашего поколения. Они мыслят как-то шире.
Сейчас дети, переезжая на обучение в интернат, не видят в этом особой проблемы. И мне кажется, процесс пойдет еще лучше, когда у них будет комфортное общежитие. Наши общежития – 1968 года постройки, они, конечно, устарели. Например, душ там на первом этаже, а требования к гигиене, ожидания по комфорту сейчас иные.
Мне кажется, после открытия нового общежития география будет шире, потому что будущие ученики увидят, что не слишком теряют в комфорте. Сейчас они, конечно, ради качества образования готовы поступиться комфортом, но это все равно препятствие.
– В НГУ говорят о планах открытия филиала в Казахстане. Планируется ли создать там филиал СУНЦ?
– Открыть филиал в Казахстане – это решение университета, но физматшкола участвует в рабочей группе по этому вопросу. Обсуждается, что физматшкола обязательно должна быть в составе этого филиала, поскольку на это есть запрос у наших выпускников.
Я предполагаю, что школьникам Казахстана было бы интересно осваивать программу СУНЦ НГУ, не покидая границ государства. Если все сбудется, это будет правильное решение.
Но это не зависит от нас, хотя мы будем помогать университету по мере сил, поддерживать эту идею. Речь пока идет об объеме около 100 учеников, но я бы начала с проведения Летней школы – нашего традиционного мероприятия, которое продумано со всех точек зрения и формирует правильное отношение к наукоемким профильным программам.
У нас есть опыт – мы уже организовывали выездные Летние школы в Казахстане, есть команда преподавателей, которая могла бы это сделать. Вопрос открытия круглогодичной школы зависит от множества факторов, но мы будем помогать в его решении.