В ИЯФ работает коллайдер ВЭПП-2000. Другие коллайдеры также производят огромное количество антинейтронов, но они плохо регистрируются и обладают произвольной энергией. Новосибирские физики смогли получить четкие события рождения пар нейтрон-антинейтрон с известной энергией.
«Антинейтрон, как и нейтрон, состоит из кварков и глюонов. Нейтрон можно представить, как кастрюлю с кипящим компотом, где ягоды – это кварки, а жидкость – глюоны. Изучение структуры нейтрона – это изучение взаимодействия кварков с кварками, кварков с глюонами и глюонов с глюонами … На пороге реакции, когда относительная скорость родившихся частиц маленькая, структуру нейтронов и антинейтронов никто не изучал», – цитирует пресс-служба института главного научного сотрудника Сергея Середнякова.
По его словам, в ближайшие время коллеги сделают измерение на другом детекторе ИЯФ, и это будет момент истины, но уже сейчас результаты новосибирских физиков стыкуются с результатами китайского эксперимента BESIII при более высоких энергиях.
По информации ученых, число произведенных антинейтронов на ВЭПП-2000 может достичь величины полмиллиона в год.
«Это даст возможность произвести более точные измерения обоих формфакторов (электрического и магнитного) антинейтрона, а также измерять сечения взаимодействия (упругое и неупругое) антинейтронов с разными веществами», – добавил Середняков.