Советский районный суд 14 июня 2023 года признал академика Асеева виновным в мошенничестве в особо крупном размере. Уголовное дело возбудили в связи с незаконной приватизацией коттеджа на улице Мальцева стоимостью 45 миллионов рублей. Его владелицей стала дочь академика Ольга, живущая во Франции. Асеева приговорили к четырем годам лишения свободы условно. Также суд постановил вернуть коттедж в госсобственность и взыскать с академика штраф в размере 500 тысяч рублей. В октябре суд апелляционной инстанции оставил приговор без изменения.
Дочь академика подала кассационную жалобу в судебную коллегию по уголовным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции (копия имеется в распоряжении редакции «Академ.Инфо»). По мнению Асеевой, суды нарушили нормы уголовно-процессуального закона.
Асеева напомнила, что остается законной владелицей коттеджа, так как у нее есть право собственности, которое в установленном законом порядке не изменено и не прекращено.
«Право собственности на коттедж у меня возникло на основании вступившего в законную силу решения Советского районного суда г. Новосибирска от 29.04.2015, которым за мной признано право собственности на коттедж в порядке приватизации. До настоящего времени данное вступившее в законную силу решение суда в установленном законом порядке не изменено и не отменено», – сказано в тексте.
Дочь академика попросила отменить приговор Советского районного суда и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Новосибирского областного суда в части возврата коттеджа государству с сохранением действия ареста на него до исполнения приговора, и передать уголовное дело в этой части на новое судебное рассмотрение.
Сам академик тоже подал в суд кассацию, текст которой также имеется в распоряжении редакции. По информации Асеева, суд незаконно отождествил рыночную и фактическую стоимость коттеджа (45 миллионов рублей), когда оценивал размеры совершенного им мошенничества.
Также академик напомнил, что после приватизации коттеджа они с женой подарили государству квартиру на проспекте Коптюга за 22 миллиона рублей, которая отошла в пользование СО РАН.
«Я – единственный среди ученых СО РАН, кто после приватизации служебного коттеджа подарил государству свою дорогостоящую квартиру. Предполагаю, таких прецедентов в России больше нет», – заявил Асеев.
По его мнению, это свидетельствует об отсутствии корысти у его семьи, а также об отсутствии причиненного государству ущерба. Академик в своей жалобе счел приговор незаконным и потребовал вернуть уголовное дело на рассмотрение прокурору.