В эскпедициях ученые определяют возраст и характеристики геологических тел, тип их границ. Также в их задачи входит отбор образцов, которые потом изучаются в лабораторных условиях: так можно установить возраст, состав и геодинамические условия формирования пород. С помощью геологического картографирования и структурного анализа составляются геологические, тектонические и геодинамические карты. Это становится основой для поиска месторождений полезных ископаемых, сообщила пресс-служба института.
Под воздействием внутренних процессов планеты происходит перемещение тектонических плит, их расхождение и столкновение. Фрагменты земной коры смещаются по разломам и сминаются в складки, что осложняет их изучение.
«Все складчатые области имеют сложное покровно-складчатое строение, осложненное крупноамплитудными сдвигами. Первоначальная структура, созданная по аналогии с современными геодинамическими обстановками активных и пассивных окраин, в процессе столкновения тектонических плит превращается в структуру "разбитой тарелки". Ее различные части перемещаются по разломам на многие сотни километров. Их необходимо совместить и показать, что они являются частью одного целого. Дальше представьте, что эта "тарелка" состоит из пакета тектонических пластин, смятых в складки. А после процесса денудации (совокупности процессов разрушения горных пород) на поверхности остаются только фрагменты этой сложной структуры», – рассказал руководитель экспедиции Михаил Буслов.
По его словам, в позднем палеозое, в период 360-280 миллионов лет назад, покровно-складчатые и сдвиговые деформации проявились на огромной территории Центральной Азии, в том числе в Восточном Казахстане и на Горном Алтае, прослеживаются они и на территории Западного Китая и Монголии.
На Алтае эти покровно-надвиговые структуры и сопутствующие им тектонические меланжи и олистостромы ярко проявлены в бассейнах рек Чуи, Башкаус и Чулышман, на Курайском хребте, в Восточном Казахстане — в береговых обнажения Иртыша и Бухтарминского водохранилища.