Аппарат человеческого класса дает возможность изучать образцы весом от до 90 килограммов. Раньше этот томограф применяли для доклинических исследований в области нейтронозахватной терапии и гипертермии, а также скрининге животных. Сейчас на нем также начались исследования археологических и палеонтологических находок, сообщила пресс-служба вуза.
«До сих пор мы работали только с живыми объектами, но нам было интересно применить возможности нашего оборудования для изучения останков древних вымерших или обитавших несколько веков или тысячелетий назад животных, чтобы установить, какие отличия имеются в костной структуре этих существ и их ныне живущих сородичей», – рассказал заведующий лабораторией Владимир Каныгин.
Например, один из студентов работает над изучением переломов древних лошадей, чтобы узнать особенности этих животных.
«Нам удалось выяснить, что патологии, которые визуально видны, являются ничем иным, как в маршевым переломом, который довольно часто бывает у современных лошадей. Часто такие повреждения связаны с неудачной постановкой конечностей при передвижении, особенно в местах со сложным рельефом, и довольно часто – в горах», – объяснил старший научный сотрудник лаборатории геологии кайнозоя, палеоклиматологии и минералогических индикаторов климата Института геологии и минералогии Дмитрий Маликов.
Также, по его мнению, интересным может быть изучение объектов, заключенных в толще пород. Иногда уникальный образец находится в толще отложений – добраться до него, не повредив, сложно. Вместо того, чтобы препарировать образец из отложений, его можно пропустить через томограф и перевести в электронный формат, тем самым сохранить.
«Огромный интерес представляют не просто изучение палеонтологических и археологических находок и структурных особенностей костных останков, но и попытка реконструкции различных прижизненных процессов, происходящих в организмах древних животных. В том числе патологических, которыми, возможно, эти формы млекопитающих страдали. В частности – распространение среди них опухолевых патологий, наличие каких-либо тяжелых длительно текущих инфекционных процессов, которые могут находить отражение на костных структурах, а также различные прижизненные посттравматические изменения, не послужившие причиной смерти животного. Все это позволит ученым в определенной мере реконструировать и образ жизни животных из далекого прошлого, а также климатические и географические особенности местности, в которой они обитали», – прокомментировал Каныгин.