И, пожалуй, самая неоднозначная позиция у института благотворительности в регионах. С одной стороны, большинство жителей не знают даже названий существующих фондов и не представляют, как можно помочь, с другой – те люди, которые нуждаются в помощи, не знают, как её просить.
Так что же делать, чтобы благотворительность стала действительно творением блага?
Во-первых, благотворительным организациям необходимо вырабатывать новые подходы. Ведь зачастую нуждающимся приходится ходить с протянутой рукой, реквизитами и слезоточивыми историями, а людям, небезразличным к горю посторонних – стараться поверить в реальность свалившихся на них бед. Сделать это трудно, когда дело касается материальных средств. И если в Москве постепенно находят новые идеи благотворительности, то в регионах пока всё очень нестабильно. А работа существующих фондов подчас ничем не отличается от хождения с протянутой рукой.
По мнению актёра Антона Богданова, который недавно поддержал новосибирский благотворительный забег «Спорт на благо детей», фондам не хватает открытости и креативности. По его словам, Москва в этом отношении начинает брать верх. В столице создаётся удобная система пожертвований: искореняется куча реквизитов, заключаются договоры с банками.
«Для создания креативных акций было бы здорово привлекать первокурсников PR-отделов, которые будут нарабатывать себе практику, – признается я актёр и предлагает оригинальный PR-ход сам. – У вас есть прекраснейшая команда "Сибирь". Ей ничего не стоит пришить наклейку благотворительного фонда на форму».
Кстати, прошедшая акция «Спорт на благо детей» – это первый благотворительный забег, который был причислен к новаторским и нестандартным идеям в Новосибирске. Игорь Павлов, сотрудник управления физической культуры и спорта мэрии Новосибирска, который также принял участие в его организации, утверждает: «В основном все, кто приходит просить помощи, требуют материальной поддержки. А вот случаи креативных подходов достаточно редки».
Не секрет, что финансирование благотворительных фондов – это пожертвования от сторонних лиц. И, пожалуй, один из главных источников материальной помощи – это бизнесмены. По словам многих современных меценатов, к идее о передаче части денежных средств на благие цели они пришли со временем. После далёких и трудных девяностых, когда каждый зарабатывал не всегда легальным бизнесом, у них постепенно начало оформляться желание отдать долг государству, сделать что-то для страны.
Однако меценатство в чистом виде в настоящее время встретить очень сложно. На смену альтруистической помощи пришли спонсорские амбиции. Всё чаще корпорации помогают не из любви к ближнему, а имиджа ради. Это стало модной частью корпоративной культуры. Но и такое взаимовыгодное сотрудничество приносит пользу: и фондам, и компаниям, и, собственно, нуждающимся людям.
Однако порой даже при наличии простого человеческого желания помочь обеспеченные люди в регионах не всегда могут выбрать, куда и как направить свои средства. «Например, среднестатистический чиновник из Перми задаривает на Новый год какой-нибудь детский дом шоколадом. И так поступает каждый второй. В итоге весь детдом в шоколаде, хотя он остро нуждается в новой мебели или пластиковых окнах», – объясняет Антон Богданов.
Поэтому миссия фондов должна быть весьма разносторонней: и принять средства, и правильно их направить. Вместе с тем он отмечает, что даже региональные бизнесмены и чиновники любят поддерживать именно столичные фонды, которые и так купаются в золоте. Необходима правильная концентрация внимания внутри России. Одним словом, систематизация благотворительной помощи.
Вместе с тем креативность и простота – это не самые главные качества, необходимые фондам в настоящее время. Учитывая сложившуюся ситуацию, когда многие негосударственные благотворительные организации создаются с целью отмывания денег, вопрос доверия становится ключевым.
Исполнительный директор фонда «Созвездие сердец» Маргарита Семакова признаётся, что даже обладая информацией о том, какая организация является нечистоплотной, она лучше промолчит. Ведь если в СМИ просочатся такие сведения, накроется вся система благотворительности. Уйдут в небытие и полностью прозрачные организации, потому что у населения пропадёт доверие.
Ведь благотворительность – это именно та сфера, где доверие заработать нелегко, а потерять его проще простого. Поэтому главной идеей для многих фондов должна стать полная прозрачность. Как отмечает Маргарита, то же «Созвездие сердец» не держит карманного бухгалтера, а нанимает его из сторонней компании. Кроме того, за каждую копейку фонд отчитывается перед спонсорами: кому, куда и когда была передана помощь.
И, конечно же, благотворительность не должна быть точечной. Она должна охватывать население в едином порыве. Конечно, для этого нужны определённые условия. И условия эти во многом должно создать государство.
Дмитрий Канаев, генеральный директор «Автомир – Новосибирск», замечает: «Я понимаю, что та система пионерства, которая существовала при Союзе, с точки зрения человеческих отношений была абсолютно правильной. За последние десятилетия выросло новое поколение людей. И я вижу, что они стали немного другими. Ум, честь и совесть они воспринимают по-другому. Сейчас каждый сам за себя, а благотворительность не может быть основана на философии одиночек. Здесь один в поле не воин. Необходимы мероприятия, объединяющие людей, чтобы они чувствовали свою сопричастность».
А Дмитрий Васильев, первый заместитель генерального директора ТТК – Западная Сибирь», добавляет: «Всегда будет что-то мешать. Сегодня общество ещё недостаточно стабильно. Конечно, лучше всего благотворительные проекты развивать в стабильном обществе, где не нужно выживать. Ведь тогда и люди шире раскрываются».
Стоит отметить и тот факт, что пока региональная благотворительность – это сфера во многом любительская. Она создаётся методом проб и ошибок и держится всё-таки на волонтерах, людях небезразличных. Естественно, институт волонтерства – это прекрасно, и его можно и нужно развивать. Но в конечном итоге сейчас в регионах всё сводится к одному: в социальном институте благотворительности должны появляться кадры, которые поставят благое дело на профессиональные рельсы.
«Как только в благотворительные фонды придёт профессионализм, то и благотворительность попрёт», – считает Анатолий Им, руководитель Новосибирского регионального отделения Общероссийской общественной организации «РОССОЮЗСПАС».
Именно тогда появятся и доверие, и правильные креативные подходы, а значит, выработается и структурированная система благотворительной сферы в целом.
Фото из открытых источников