В сознании большинства граждан сформировался отрицательный образ коллектора. Распространено мнение, что специалисты по сбору денег – это страшные люди, которые звонят сред ночи и угрожают. Как выяснилось, для подобных пересудов, действительно, есть свои причины.
«Мы периодически сталкиваемся с нарушением закона со стороны коллекторских служб, – поясняет адвокат Елена Тюшнякова. – К нам часто обращаются должники, которые пострадали от работы недобросовестных коллекторов. Но, что интересно, еще чаще обращаются их родственники, то есть третьи лица, которые вообще никакого отношения к кредиту не имеют. Нам сообщают о таких нарушениях со стороны коллекторов, как запугивание должников и их родственников, частые ночные звонки, а иногда дело доходит и до вымогательства».
Казалось бы, «лихие девяностые», когда подобные методы были популярны, прошли. Но в некоторых сферах их слабое эхо все же осталось. Хотя, по правде сказать, тогда долги из должников без церемоний выбивали. Сегодня этот пережиток заменила иная практика:
«Недобросовестные коллекторы сегодня действуют умнее, – продолжает Елена Тюшнякова, – они обязательно оставляют свидетелей. При этом сейчас давят на психологические моменты. Запугивают тем, что будут разглашены сведения, порочащие граждан».
О том, что такие нарушения не просто миф и не выдумка запутавшихся должников, говорит и сам директор ООО «Служба приставов и исполнителей» Дмитрий Угольков: «Порой приходится слышать, что подобные вещи случаются. Но сегодня народ стал грамотней, и просто так вломиться в квартиру уже точно не получится».
Коллекторский рынок в России сложился достаточно давно. Но до сегодняшнего дня не существовало закона, который мог бы его урегулировать. Все это время коллекторские службы не имели своего законодательства. Отсюда и распространенные нарушения.
Проект закона «О деятельности по взысканию просроченной задолженности» вынашивался в течение трех лет. Согласно пояснительной записке к документу, его необходимость «объясняется увеличением объема деятельности по взысканию просроченной задолженности... и одновременным отсутствием мер дополнительной правой защиты участников этой деятельности».
Документ предусматривает обязательное участие этих служб в саморегулируемых организациях коллекторов (СРО), которые будут вести реестр. Размер членского взноса компании для вступления в СРО составит от 100 тыс. рублей, а обязанность участвовать в организации возникнет через год после принятия закона.
У коллекторов появится свой кодекс профессиональной деятельности и устав, в котором будут прописаны права и обязанности работников организаций. По закону коллекторы будут обязаны страховать свою имущественную ответственность в случае нарушения прав должника. Если страхование не покроет ущерб или убытки, то на помощь придет компенсационный фонд, который будет выплачивать оставшуюся часть. Что важно, проект урегулирует взаимодействие с самими должниками.
«В этом законе четко регламентируются некоторые вещи: не допускаются меры принудительного исполнения, предписывается взаимодействие с должником с десяти вечера до шести утра. И, конечно, предусмотрен механизм ответственности коллекторов в случае нарушения закона», – рассказывает Алексей Беляев, заместитель руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области.
За недобросовестные действия коллектора в отношении должника предусматривается штраф в размере 2,5-5 тыс. руб. Если же коллектор переходит на сторону должника, помогая ему уклониться от возврата долга – кредитор может потребовать возмещения убытков.
В начале года размер задолженности по Новосибирской области составил 15 миллиардов рублей. Размер суммы подразумевает, что банки обращаются к коллекторам довольно часто. Александр Нечаев, начальник регионального отделения по взысканию долгов по Новосибирской области банковской организации, подтверждает, что банк просто не успевает выполнять весь объем работ: «Без коллекторов нам никак».
Необходимость нового законопроекта налицо. С тем, что данный документ наведет порядок в деятельности коллекторов, согласились все эксперты, за исключением самого директора коллекторского агентства. Дмитрий Угольков в свою очередь уверен, что с принятием закона мало что изменится: «Мы как работали, так и будем работать. Законодательство коренным образом не изменилось. Теперь просто появились дополнения, но основные моменты остались прежними. Есть уголовное право, есть гражданское право, и их никто никому не позволял нарушать. Что появилось нового, так это СРО. Но колхозы, как известно, погорели…»
Фото из открытых источников
Ольга Гудова
Министерство экономики РФ решило отрегулировать деятельность, связанную с взысканием долгов. С должниками и злостными неплательщиками, как и раньше, будут разговаривать коллекторы. Вот только «тон» и некоторые из приемов этих служб, согласно новому законопроекту, изменятся. Чего теперь ждать от коллекторов? Выясняли 19 июля в пресс-центре ГТРК.