Участие в исследовании приняли 500 сибиряков от 18 и старше из Красноярского и Алтайского края, Новосибирской и Кемеровской области. Более половины из них убеждены и твердо уверены в том, что они – это настоящий средний класс. Однако, что именно скрывается под этим понятием кроме неплохого дохода, знают далеко не все.
Голодные, но умные
«К характерным чертам "прослойки" между бедными и богатыми относятся значительно меньшие траты на продуктовую корзину и существенно большие материальные вложения на образование», – рассказывает Надежда Вавилина, руководитель Новосибирского регионального общественного фонда «Социум», социолог, член Общественной палаты РФ. Сибирский средний класс можно сравнить с европейским пятидесятилетней давности. Нынешний же существенно от него отличается по нескольким важным параметрам. Прежде всего, первые тратят на питание около 40% своего ежемесячного дохода, соответственно денег на развлечения, одежду, а уж тем более образование остается крайне мало. Около 15% если сложить их все вместе.
Европейский средний класс делает ставку на образование – рассчитывая, что «потом окупится» и тратит на него 20% ежемесячного дохода, а на продукты питания при этом всего 15%. Отличительная черта и проблема российского среднего класса, как и бедного, – культура массового потребления. Вавилина ее определила как «дешево, некачественно, много». В Европе современный средний класс не может позволить себе дешевую обувь, руководствуясь принципом «дорого, качественно, мало». Социологи видят в этом «заслуги» российской экономики, ориентированной именно на массовый и дешевый спрос.
Богатые пессимисты и бедные оптимисты
Около 30% опрошенных уверены, что относятся к последнему, бедному классу. «Доход этой части населения составляет от одного и менее прожиточных минимумов, а это 6 тыс. рублей и ниже, на человека в месяц, – говорит Вавилина. – Богатыми себя считают на сегодняшний день 10-15% сибиряков, их доход колеблется от 100 тыс. рублей в месяц и выше. Свободных средств у них остается намного больше, за счет чего они позволяют себе некоторую «потребительскую вольность».
Со средним классом все более размыто: к нему могут по праву отнести себя все, кто зарабатывает более двух, но менее десяти прожиточных минимумов или от 12 до 60 тыс. рублей. Небольшая часть от 60 тыс. до 100 тыс. по своему усмотрению решает, принадлежит ли она к среднему или уже к богатому классу населения. «В нашем обществе есть так называемые "богатые пессимисты", – рассказывает Вавилина, – примерно 5-7%, их доход зачастую зашкаливает за средние показатели, но, по их собственному мнению, им не кажется, что у них много денег». Они попросту не осознают себя богатыми.
У среднего класса женское лицо
Анализируя гендерные показатели, социологи пришли к выводу, что у сибирского среднего класса молодое лицо, причем, как ни странно, уникальное – женское. «Опрошенные имеют все признаки класса – высокие доходы и очень хороший уровень образования». В западной практике, по словам Вавилиной, таких показателей никогда не было, они есть только у нас, в России. В классической модели, по которой идут западные страны, лидирующие позиции всегда находились за мужчинами.
Но в России женщины являются и главными потребителями. По оценкам социологов, вероятнее всего, хоть это и нонсенс, но сибирский формирующийся молодой средний класс будет иметь симпатичное женское лицо. «Не исключено и то, что это всего лишь временный, мимолетный тренд».