Педагогический мост "Лондон – Новосибирск"
Слайд 1/>
Наше знакомство с английскими школами стало возможным благодаря участию в российско-британском проекте “BRIDGE: British degrees in Russia”, по итогам которого несколько учителей-победителей конкурса из нашей страны провели восемь дней в образовательных учреждениях Великобритании.
Первое, на что мы, "типичные" российские преподаватели, обратили внимание – это отсутствие в английской педагогике широких мероприятий национального масштаба. В частности, национального проекта "Образование" здесь не было, нет и не будет. Все инновации носят характер медленной, плавной, но непрерывной модернизации. Можно даже сказать, что нерадикальные видоизменения – это характерная черта британской системы образования. Так, если учащиеся имеют свободу выбора предметов, то педагог имеет право на вариативность методики преподавания.
Практически каждый учитель работает по своей авторской программе, утверждённой соответствующим профессиональным сообществом преподавателей. Школьных учебников, утверждённых министерством образования или каким-либо аналогом федерального агентства, в Великобритании нет. Но английские учителя от этого не страдают, а с согласия администрации издают в школе необходимые для работы учебные пособия. За небольшую плату эти материалы приобретают все школьники.
Изучение каждого курса заканчивается не только традиционными для российской практики экзаменами, но и защитой результатов собственного исследования перед прогрессивной общественностью. Кроме того, выпускники выполняют стандартные тесты, обсуждают ход проектной деятельности, которая проводится под руководством тьютора-консультанта.
Наполняемость классов, как и у нас, достаточно высокая – более 30 человек. Дети ходят в форме, которая в каждой школе своя, но это ребятам не очень нравится. Нам встречались школы с раздельным обучением мальчиков и девочек, хотя это чаще практикуется для старшеклассников.
Слайд 2/>
На фирменных костюмах лондонских учеников есть эмблема школы. Специфику досуга этих ребят обсуждать не будем, все-таки отдых происходит за пределами здания.
Разговаривая с ребятами на сложном для нас иностранном языке, мы невольно отмечали их неподдельную заинтересованность, доброжелательность и искренность в общении. Ученики были настолько приветливы и уважительны, что мы невольно задали вопрос о модели воспитания, принятой в этой школе. Но английские коллеги не очень поняли сущности педагогической проблемы, интересующей нас. Дело в том, что они не читали российских учебников по педагогике и не знакомы с масштабной категорией "воспитание" ни в "широком", ни в "узком" смысле. Как выразились английские преподаватели, в школе просто учат, как следует себя вести и относиться к окружающим. Реализацию этой воспитательной идеи мы всё же увидели в Петербурге (не путать с Санкт-Петербургом) – первом городе "подлондонья", с которым мы познакомились. Каждый ученик старшей школы должен поработать волонтёром (т.е. бесплатно) за пределами образовательного учреждения. Менеджеры школы имеют список фирм, офисов, предприятий и компаний, готовых принять учащихся на такую работу. Но большинство ребят после уроков всё-таки стремятся подзаработать на карманные расходы. И здесь интересы самого ученика и системы профессиональной ориентации совпадают. Юноши и девушки к 17 годам уже задумываются о ближайшей перспективе. Это может быть поступление в университет, колледж, возможен тайм-аут на год для самореализации на какой-то тяжёлой сельскохозяйственной работе. Такие годичные курсы жизни в своё время прошёл и принц Уильям, что широко освещалось в газетах. Правда, сейчас они сосредоточили своё внимание на иных увлечениях будущего короля Англии.
Программа профориентации даёт возможность ещё в школе больше узнать о той профессии, которую выбираешь. Например, поработав в супермаркете, клинике или на животноводческой ферме и поняв, что это ему не подходит, ученик имеет в запасе время, чтобы изменить набор школьных дисциплин и направить свои учебные усилия для освоения другой специальности. Кстати, работодатели охотно принимают школьников на соответствующую работу; бизнесмены несут незначительные финансовые затраты на оплату детского труда, при этом имеют возможность списать часть налогов за счёт адресного создания для подростков временных рабочих мест. Для английских школьников установлены минимальный размер оплаты труда и его временнáя продолжительность.
Школа также заинтересована в реальной работе учеников. Это избавляет её от необходимости искусственно организовывать для 17-18 летних юношей внеклассные и внешкольные мероприятия, а также планировать их досуг с детальным "разбором полётов" перед "РайОНО" или другими вышестоящими организациями. Следует заметить, что вся отчётность ограничена сферой взаимодействия администрации с попечительским советом школы. Родители тоже согласны с ранними заработками своих детей. Трудовая копейка (извините, пенс) приучает ребёнка к экономии и ограничению своих потребностей, что не всегда удаётся сделать через широко принятые в России такие формы воспитательной работы как лекция, диспут или организационно-деятельностная игра.
Обедают ученики в самой школе и рассчитываются через специальные пластиковые карточки. Малообеспеченные дети получают скидки или совсем бесплатное питание. Еду также можно приносить с собой, положив её в ланч-бокс. В этом случае дети едят в другой комнате. Как мы не пытались, но перечня блюд национальной английской кухни так и не установили. Возможно, что "английская кухня" как таковая вообще не существует, а представляет собой простую совокупность всего и вся, что возникает в гастрономической культуре. Школьное меню достаточно однообразное. Это традиционная "овсянка, сэр" (как без неё), яичница с ветчиной, сыр, сэндвичи, кофе или чай.
Слайд 3/>
Типичные школьники Лондона удивились появлению в альма-матер "живых" российских учителей.
Первое, что бросилось нам в глаза, так это то, что в лондонских школах большое количество афроамериканцев и детей арабского происхождения. Даже трудно было поверить, что мы находимся в европейском городе. С этим связаны большие проблемы английского общества, и не только педагогические. Достаточно вспомнить последние события в лондонском метро. Хотя и считается, что в Англии этно- и ксенофобии нет. Но это официальная позиция. В жизни всё сложнее.
Слайд 4/>
Беседуя с детьми наших соотечественников, мы узнали, что русские школьники воспринимаются здесь как все другие "некоренные". Хотя ученики из других классов бегали смотреть на россиян с восторженными криками: "Раша, Раша!" Всё-таки русские на фоне большого числа японцев, арабов, китайцев и индусов – пока экзотика для Лондона.
Прогулки по улицам Лондона – это особый рассказ. Здесь "оживает" всё выученное когда-то в школьных топиках и рассказанное учительницей на уроках английского: здания Парламента, Трафальгарская площадь и Букингемский дворец – всё это рядом. Теперь Лондон для меня любимый город. Конечно, только после Новосибирска, где я живу.
Новости Академгородка Academ.info
/>