Кто виноват?
В растущем городе Новосибирске постоянно требуется новая жилплощадь тем, кто недавно приехал, и тем, кто хочет улучшить свои жилищные условия. Однако жилье, несмотря на активное строительство, – дефицит. Академгородок, кстати, может по праву претендовать на звание самого проблемного района города в отношении жилья: цена за "квадратный метр" в Верхней зоне достигает 60 тысяч рублей – это больше, чем на Красном проспекте.
А дефицитным жилье остается по нескольким причинам: дорогая земля, сложность строительства (здесь почва склонна к образованию оврагов), постоянный рост цен на строительные материалы (а они дорожают, во-первых, из-за высокого спроса на жилье, а во-вторых, из-за того, что некоторые материалы приходится возить издалека) и довольно сложная процедура согласования строительства. Кроме того, не следует забывать и о финансовой слабости большинства застройщиков Новосибирска: мало кто способен осваивать микрорайоны, поэтому в городе процветает "точечная застройка", порождающая проблемы с инженерными коммуникациями, транспортом, социальной инфраструктурой и т. д. Да, есть еще и "перекупщики" – их роль в удорожании "квадратных метров" далеко не последняя.
"Честно говоря, мне кажется, что риелторов у нас больше, чем кого-либо еще", – полушутя заметил один из участников круглого стола Дмитрий Щеглов, председатель совета научной молодежи Института физики полупроводников СО РАН, руководитель программы "Бор" – программы по обеспечению жильем ученых (о ней – ниже). И добавил: "Мы проводили ряд исследований и выяснили, что себестоимость одного "квадрата" в городе от 23 до 25 тысяч рублей, все остальное – наценки".
Глава администрации Советского района Алексей Гордиенко заметил, что у нас очень сложно получить участок и под индивидуальное жилищное строительство: за пять лет Советский район смог выделить только 48 участков, а очередь – семьсот человек. Причина этого кроется в нехватке земли в районе: "Мы обязаны сохранить лес, поэтому я считаю неприемлемым решать проблему жилья через создание других проблем – экологической и социальной напряженности. Поэтому мы сейчас ведем переговоры о присоединении к Советскому району земель Барышевского сельсовета – это в сторону поселка "Ключи" и той территории, которая лежит между Кировским и Советским районом".
На вопрос о сроках глава ответил: "От 8 месяцев до года. Сейчас Барышевский сельсовет начал понимать истинную цену земли и то, что она с течением времени будет увеличиваться, поэтому, несмотря на то, что в стратегическом плане мэр нас поддерживает, будет ряд трудностей с присоединением земли к району".
Что делать?/>
Естественно, продолжать строить и увеличивать темпы строительства. При этом, заметил глава администрации, ни в коем случае не будет позволено радикально изменить облик Академгородка. "Мы будем строить таким образом, чтобы оставались буферные зоны между новыми микрорайонами и прежним Академгородком. Потом, например, можно будет реализовать программу по сносу хрущовок: строить переселенческие дома, а на месте хрущовок возводить новые, но, конечно же, такие, чтобы их архитектурный облик вписывался в общий ансамбль Верхней зоны. Новые микрорайоны – тот же микрорайон "Е" – могут выглядеть по-своему, в других стилях, но обязательно должны отделяться от Верхней зоны городка лесным массивом". Глава заметил также, что в ближайшие три-четыре года в районе будет возведено около миллиона квадратных метров жилья – за счет программы сноса ветхого жилья в "Щ", за счет технопарка и за счет строительства на Шлюзе и ОбьГЭС.
Однако, по словам Василия Фомина, главного ученого секретаря Президиума СО РАН, это не поможет ценам на жилье снизиться: "Они будут продолжать расти еще долго и даже не скоро стабилизируются. Только масштабное строительство позволит снизить темпы роста". Кроме того, он уверен, что "очень скоро мы вообще не сможем ничего построить", если не решим проблему инженерных коммуникаций. Возложить ее на плечи одних только застройщиков невозможно: таких крупных инвесторов у нас нет. "Еще и поэтому нам нужен технопарк: не будет этого проекта, нам неоткуда будет взять деньги на коллектор, который сейчас активно эксплуатируется не только нами, но и Бердском", – подчеркнул Василий Фомин.
Однако мало решить проблему с деньгами на строительство – необходимо решить вопрос с деньгами на покупку. Потому что большинству молодых семей и в особенности большинству одиноких молодых людей не суть важно, сколько стоит "квадрат": 30, 60 или 100 тысяч рублей. Если ты в месяц получаешь порядка десяти, то миллионные квартиры для тебя столь же недостижимы, как полеты на Юпитер. Какие же программы поддержки молодых семей существуют?
Сейчас в районе, по словам Валентины Дзятко, начальника жилищного отдела администрации, действуют две программы помощи молодым семьям – федеральная и областная. Первая стартовала в прошлом году, вторая – только в 2007-м, и в районе пока по ней нет положительных результатов, несмотря на огромное количество обращений. Увы, обе программы имеют крайне жесткие условия: возраст каждого из супругов должен быть не более 30 лет, официально подтвержденный доход на каждого члена молодой семьи должен быть 13-15 тысяч рублей, оба супруга в обязательном порядке должны быть прописаны в Новосибирске, а площадь жилья не должна превышать 12 кв. метров на человека. То есть если, например, молодая семья живет с ее (его) родителями и бабушкой в трехкомнатной квартире, а "трешки" зачастую бывают чуть больше 60 "квадратов", то такая семья будет считаться "обеспеченной жильем" и по программе не пройдет. Кроме того, наличие в семье ребенка автоматически повышает обязательный доход супругов на 13 тысяч рублей. Зато этот же пункт и увеличивает государственную поддержку на 120 тысяч рублей. На двух супругов безвозмездная государственная выплата по федеральной программе составит 240 тысяч, а по областной – 250 тысяч рублей. Валентина Дзятко сообщила, что за год по государственной программе прошло всего две семьи – из тысяч желающих. "Мы вынуждены признать, что эти программы поддержки молодых семей у нас не работают", – констатировала она.
Существуют и "ведомственные" программы помощи молодым научным сотрудникам – это 33 миллиона рублей, которые выделены в этом году на весь СО РАН (и еще будут выделяться до 2009 включительно). Этой субсидией можно воспользоваться только один раз и только на приобретение жилья, претендовать на нее могут доктора наук возрастом до 40 лет и кандидаты наук возрастом до 35. Сумма безвозмездной выплаты составит около 650 тысяч рублей. Однако, по словам Василия Фомина, "это не программа, это кошкины слезы! Посудите сами, в Сибирском отделении условиям "конкурса" соответствуют 102 доктора и 1002 кандидата! Так называемый "конкурс" составит один к тридцати трем, на Новосибирский научный центр выделят 18 миллионов в этом году. Каждый институт получит по одному сертификату – и будет решать, кому его отдавать. На конкурс это совершенно не будет похоже…"
Пожалуй, самым обнадеживающим выступлением был рассказ Дмитрия Щеглова о программе "Бор". Эта программа рассчитана на обеспечение жильем сотрудников СО РАН. "Мы искали возможность строительства в радиусе 10 километров от Верхней зоны, причем строительства недорогого – и нашли застройщиков в Кольцово и Бердске, которые предлагают жилье по 25 тысяч за квадратный метр. Потом мы искали банк, который бы предложил самые выгодные условия кредитования, провели, так сказать, конкурс. И все это мы делали, согласуясь с результатами исследований, которые мы провели среди ученых Академгородка, опросив 374 человека из 28 институтов". При подготовке программы были учтены все условия в комплексе: от годовой процентной ставки за ипотеку до того, каким образом будет предотвращена опасность двойной продажи квартир. "Регистрация через министерство юстиции – слишком длительный процесс, а затягивание строительства неизбежно повлечет за собой удорожание жилья, поэтому мы разработали систему интерактивного и коллективного контроля за продажей квартир. У нас есть сайт, есть ТСЖ, за каждым покупателем закрепляется определенная квартира, и это отражается в протоколах ТСЖ и на сайте", – объяснил Дмитрий Щеглов.
Евгений Павловский, и.о. председателя молодежного парламента Советского района, заметил, что опыт организаторов программы "Бор", когда к проблеме жилья молодежь подошла самостоятельно и комплексно, будет озвучен на заседаниях парламента.
К сожалению, на круглом столе не был поднят еще один вопрос, чрезвычайно мешающий работе ипотечных программ для молодых семей: вопрос службы в армии для выпускников вуза. Программист Александр, выпускник ФФ НГУ, столкнулся с этой проблемой вплотную: "Вот мне сейчас двадцать четыре, последние три года я зарабатываю достаточно, чтобы взять ипотеку, однако мне в ней отказывают по одной причине – я офицер запаса и до двадцати восьми меня могут призвать. А программы кредитования "молодых семей" действуют до тридцати лет. Однако меня пока не призывают, и я вынужден квартиру снимать, когда мог бы эти же самые суммы тратить на свою собственную! Конечно, можно уйти в армию по собственному желанию, но я много потеряю с точки зрения своего научного потенциала…"
Скажу вам по секрету: в ближайшее время Александр покинет Академгородок (и "квартирный вопрос", думается, здесь играет не последнюю роль). А что? Так поступает немало молодых, талантливых, работающих и зарабатывающих…
Александра Зайцева