"Это как кухня, – устало начала рассказ директор Дома ученых Галина Лозовая, – если стены побелить, но не поставить оборудование, то она не будет работать, также и здесь". Тем, кто помнит проблемный вопрос о выделении финансов на оборудование (по расчетам на обновление Большого зала требовалось не менее 72 млн, из которых судьба 18 млн оставалась неясной – данные с пресс-конференция управляющего делами СО РАН Дмитрия Верховода), можно сказать, что "кухня почти готова" – все основные работы закончены. Доделать осталось "мелочи" (установка портьерных и других штор, отстройка звука и проч.), но это не затянется к главному событию нынешнего года. Галина Лозовая указала точную дату – 20 марта.
Основные же работы проводились в течение четырех последних месяцев. 15 сентября генеральный подрядчик капитального ремонта ОАО "Сибакадемстрой" во главе с исполнительным директором Маратом Авлеевым заключило договор с Управлением делами СО РАН. Автором проекта стал архитектор Сергей Григорьев, пару лет назад его мастерская работала и над Малым залом ДУ.
По словам представителей "Сибакадемстроя", в Большом зале были заменены все инженерные системы, в том числе системы отопления зала и сцены. "Когда мы участвовали в тендере, у нас не были учтены некоторые аспекты, которые мы просто не могли не выполнить в процессе ремонта, – например, только 2,5 млн вложили в огнезащиту старых конструкций. Пожарная система в современном Большом зале выполнена на 100%: сделано автоматическое пожаротушение, сигнализация выведена на все важные точки ДУ. Работают кондиционеры – раньше вентиляции тоже не было", – довольны представители генерального подрядчика. Однако упомянули и о злополучном потолке, с которого во время разборки упала плита; как выяснилось, это могло произойти в любое время – там были обрезаны направляющие тяжи.
Сегодня потолок в полном порядке: лично у меня он почему-то стал главным объектом зала – такое энергетическое поле, излучающее и всемогущее. "Поле" дает люминесцентный свет, стокилогерцовый свет. Он не мерцает и не шумит, затухает плавно и представляет несколько сопровождений (спектакль, антракт, рабочий режим, конференция). Наконец, "потолок" окрашивает зал в разные цвета: холодное или теплое, динамичное или затухающее, освещение может "подыгрывать" любому мероприятию.
Кого-то могут смутить фиолетовые кресла (производство крупнейшего поставщика кресел для театрально-концертных залов Европы и Америки – фирмы "Ситин концерт" (Сан-Диего, Калифорния), однако в совокупности со светлой отделкой стен и сцены и при таком разнообразном освещении кресла слаженно вписываются в новый стиль зала.
Что касается звуковой аппаратуры, то LTM Music, которая выиграла тендер по данному направлению, установила акустику фирмы "Alcons". Как отметила Галина Лозовая, "новая технология ленточных драйверов позволяет иметь идеальный звук и минимальные искажения. Когда к нам в последний раз приезжал Юрий Антонов, он сказал мне, что никогда больше не будет выступать на этой сцене с таким невозможным звуком. Но сегодня мне будет не стыдно ни перед Антоновым, ни перед кем".
Сегодня в обновленном Большом зале первый концерт дает Новосибирский академический симфонический оркестр. Для музыкантов, кстати, тоже есть сюрпризы: под стиль кресел были приобретены 120 стульев на сцену, кроме того, отремонтирована оркестровая яма.
Появились на сцене трибуна и стол – мобильные, они легко убираются и получили одобрение главных ученых мужей СО РАН. "Вам, конечно, просто интересен потенциал звука и света, а мы люди рабочие, нам интересно, как можно провести конференцию?" – спросил председатель отделения Николай Добрецов. Для той же конференции или другого заседания сделана система "конференц-звука": звук установлен в три ряда, поэтому за счет 28 колонок и динамиков, спрятанных по всему Большому залу, ровный динамичный звук можно распространять и на 10 человек, и на 400, и на 1000.
Предусмотрены и возможности для синхронного перевода. "Вот это очень важно, – воодушевился Николай Леонтьевич. – 31 мая будет международная конференция, на которую приедут три нобелевских лауреата, почетные доктора наук, поэтому для проведения нужен соответствующий уровень".
Вообще руководству СО РАН любопытны были разные аспекты. Так, главный ученый секретарь СО РАН Василий Фомин поинтересовался, где в Большом зале будет располагаться знамя Сибирского Отделения с орденом Ленина? Это, конечно, шутка. Но без привязки к науке не обошлось – на будущем занавесе появится опускающаяся эмблема-сигма.
Не расхваливая, но и не критикуя ту почти полную картинку, что ныне представляет собой Большой зал Дома ученых, скажу просто: хочется гордиться, что в Академгородке такой зал есть. Все-таки не стоит забывать, что это состоялся первый капитальный ремонт главной сцены Академгородка. Как резюмировал председатель Сибирского отделения директору Дома ученых, "та, гордость, которую вы испытываете, видя результат своего труда, она передается и нам, но важнее всего, чтобы она должна передаться всему Сибирскому отделению в год его пятидесятилетия". Однако мне кажется, что важнее обратить внимание на другую фразу Николая Леонтьевича – "Меня это радует почему? Потому что так много планов, которые или медленно завершаются, или вообще не завершаются… а здесь завершилось. Тоже с откладыванием, но не с катастрофическим".
Много в Академгородке планов.
Фото – автор
Фото Большого зала Дома ученых СО РАН можно посмотреть в фоторепортаже на Academ.info
Анна Анисимова