А дело в том, что в городе пьют совсем не ту воду, что в Академгородке. "Горводоканал" использует воду из поверхностного водозабора, а у нас используется вода из подземных источников, так что налицо разница уже на этапе "исходного сырья": в нашей подземной воде, например, содержание железа превышает ПДК в 18 раз, а марганца – в 9, тогда как в речной оба показателя примерно на уровне полутора ПДК. Зато подземные воды гораздо меньше загрязняются микроорганизмами и техногенными химическими соединениями. Так что при очистке мы получаем совсем другие проблемы, чем в "Горводоканале". И надо сказать, что они решаются вполне успешно, по крайней мере, ежедневные (!) проверки качества воды, выходящей непосредственно со станции водоочистки, показывают практически полное соответствие санитарным нормам и не вызывают у санэпиднадзора нареканий. В магистральных трубах, которые меняли всего несколько лет назад, проверки тоже не показывают ничего угрожающего. А из крана течет откровенная грязь, и основная причина – состояние внутридомовых водопроводных труб.
Большинству домов в Верхней зоне уже больше сорока лет, это практически предел срока службы железных труб. За это время они не просто забиваются грязью – в них заводятся огромные колонии микроорганизмов, питающихся металлами. От этого не только страдает качество воды, но и снижается ее напор. Можно, конечно, одновременно с магистральными трубами продувать и внутридомовые, но для этого нужно, чтобы в это время во всех квартирах присутствовал кто-то из жильцов, что в наше время обеспечить достаточно непросто, поэтому в большинстве домов этого и не делают.
Но и это даст только временный эффект. Специалисты утверждают, что единственным вариантом является замена стальных труб на пластиковые или с пластиковым покрытием, в которых эти вредные бактерии не заводятся, и, кроме того, пластиковые трубы почти вдвое долговечнее стальных. Однако делать это нужно во всем доме, или хотя бы по всему стояку, и оплачивать такую роскошь придется жильцам, среди которых много пенсионеров и работников бюджетной сферы, а им это просто не по карману. Так что и такой способ повысить качество воды хотя бы в одном отдельно взятом подъезде представляется не слишком реальным. Впрочем, Санэпиднадзор знает, в каких именно домах вода хуже всего, и, возможно, сумеет добиться какого-то прогресса в этом отношении.
Но если сейчас вода из крана все-таки течет, то что будет дальше – пока неясно. На сегодняшний день ежедневное потребление воды в Академгородке составляет порядка десяти тысяч кубометров, а после возведения технопарка, по предварительным расчетам, оно возрастет еще почти на 50%. И если пробурить новые скважины не так уж сложно (например, в 2004 году вступили в строй три новых скважины), то вот очистных мощностей будет явно недостаточно. Уже сейчас остро необходимо установить новый резервуар чистой воды на 5 тысяч кубометров в добавление к тем двум, которые есть на данный момент и вмещают по две тысячи кубометров, а если учитывать ожидаемый рост потребления – то и два резервуара. Кроме того, нуждается в реконструкции система очистки, которая не слишком хорошо справляется с марганцем. А в бюджете ГУП УЭВ СО РАН, которое всем этим должно заниматься, средств на эти цели поступает намного меньше необходимого.
Поэтому сейчас обсуждаются еще два варианта решения. Например, "Горводоканал" предлагает подключить Верхнюю зону к водозабору на Ине. А можно несколько реконструировать водозабор Бердска и подключиться к нему. Конечно, эти варианты гораздо дороже, да и вода из подземных источников гораздо более защищена от влияния техногенных катастроф, проникновения патогенных микроорганизмов, от (тьфу-тьфу-тьфу!) действий террористов, так что полностью консервировать наш водозабор было бы не слишком разумно. Поэтому специалисты из мэрии, районной администрации и СО РАН ищут взаимоприемлемое решение проблем. Остается только надеяться, что решение будет найдено раньше, чем построят первые здания технопарка.
/>