«Сибирь – богатый край, здесь есть совершено все полезные ископаемые, которые можно поднять, просто нагнувшись к земле, – рассказывает Йорг Штадельбауэр, профессор Института географии Фрайбургского университета. – Однако это спящая земля». По его мнению, качественное использование ресурсов затрудняют отдаленность и экстремальные климатические условия. У сибирских продуктов «уровень товарности» довольно высок, но чтобы их сбыть здесь требуется намного больше усилий.
«Географический фактор – действительно основная причина нашей интеллектуальной обособленности, – соглашается с ним Александр Пилясов, директор Центра экономики Севера и Арктики Совета по изучению производительных сил Минэкономразвития России и РАН. – Причем не только от потоков мирового знания, но и национального, сгенерированного в Москве и Санкт-Петербурге».
При этом Пилясов выдвинул неожиданный тезис: «У всех мировых ученых, кроме сибиряков, есть самоирония. Как это связано с темой ресурсов? Да напрямую. Отсутствие самоиронии показывает интеллектуальную изолированность, соответственно, и сужает пути поиска развития как в промышленном, так и социальном плане».
Далее специалисты решили показать, что же мешает активному развитию нашего региона, кроме пресловутой «обособленности». По мнению Штадельбауэра, в первую очередь проблема заключается в отсутствии налаженной транспортной артерии, при этом он привел показательный пример положительного экономического влияния строительства БАМа столетней давности. Пилясов предлагает решать эту задачу путем высокоскоростных коммуникаций и метрополитенизации крупных городов, «чтобы оперативно обмениваться опытом строительства основ новой экономики».
Также немаловажный фактор – постоянный отток населения из Сибири и Дальнего Востока в сторону центральной России, при котором происходит качественная селекция человеческого капитала. «Это вряд ли можно изменить, люди и дальше будут уезжать из Сибири», – замечает Штадельбауэр.
Однако ситуацию можно повернуть в положительное русло, если пользоваться так называемым эффектом «возрастающей отдачи» природных ресурсов, которым сейчас озабочен весь мир. Александр Пилясов убежден, что в Сибири этот волшебный эффект найти можно: «Прежде всего, стоит обратить внимание на развивающийся Технопарк в Академгородке, где люди учатся друг у друга и становятся умнее. Это платформа сибирских инноваций».
Еще один элемент – формирование промышленных районов. В ближайшее время, по мнению Александра, им вполне может стать Алтайский край, судя по динамике развития и экономической структуре этого региона. «Я убежден, что сибирские регионы с меньшим средним размером хозяйствующего субъекта будут в перспективе развиваться быстрее, чем регионы с более крупными по размеру агентами экономики».
Тем не менее, в конце дискуссии ученые разошлись во мнениях. Йорг Штадельбауэр уверенно заявил, что ждать перемен ближайшие десять лет в экономической ресурсной политике Сибири не стоит – ее рост обеспечен лишь благодаря продвижению на мировом рынке. Пилясов же делает ставку на креативность и инновации, считая, что таким образом у Сибири может появиться шанс приблизиться к мировому экономическому опыту.
Фото предоставлено пресс-службой Гете-центра
Мария Сорокина