"Старый виварий просто не обеспечивал разведение и содержание животных SPF-стандарта. SPF – specified pathogen free – стандарт, по которому животные должны быть свободны от специфичных для мышей или крыс патогенов", – рассказал Михаил Мошкин. Несмотря на все старания содержать мышей и крыс как можно лучше, в старом виварии у ряда животных неизбежно обнаруживают пневмонии.
Зачем нам SPF-стандарт?
Итак, в новом виварии будут содержаться мыши SPF-стандарта. Это первое, главное и самое дорогое в финансовом отношении отличие. Дело в том, что для содержания таких животных нужны стерильные помещения и полная стерилизация всего, что в них поступает: клеток, подстилок, воды, корма...
"Почему это необходимо? Мы сейчас пытаемся выйти в "мир". Начинает подниматься фармакология, биотехнология; мы должны испытывать наши работы. Опыты на животных пока никто не отменял, и альтернативы им нет. Можно многое просчитать на математических моделях, но в итоге все равно придется проверять на "живом материале". И если мы при всех наших стараниях вылавливаем животных с пневмонией… Вы представьте, вы хотите какой-нибудь препарат для регуляции артериального давления проверить, а мышь уже больная и умирает в процессе этого испытания. Почему она померла, мы узнаем, но после подобного сами испытания становятся очень сомнительными", – обозначил ученый и заверил: "если мы хотим получать результаты, которым будет верить мировое сообщество, то мы должны это сделать".
Возникает вопрос, как же ИЦиГ СО РАН в таком случае ведет свои работы на мышах и публикует статьи? "Живой материал", получается, не стандартизирован? "Дело в том, что научная публикация и клинические испытания – это разные вещи, – поведал Михаил. – Материал стандартизирован. Имеются контроли, проверки и так далее. В принципе, для научной работы, если я ввожу какой-то фактор, снижающий или повышающий смертность, например, до 9 %, стерильность не принципиальна. В конце концов, жизнь-то наша протекает не в стерильных условиях. Но SPF -мыши повышают надежность исследований и создают основу для сокращения количества опытов. Если у вас мышь "не калибрована", это увеличивает количество повторных исследований".
Криобанк в пивной кружке
На сегодняшний день в мире существует около 10 тысяч разных генетических линий мышей. По прогнозам ученых, через 20 лет их количество достигнет 300 тысяч. Не мышей, не "штук", так сказать, а линий! Маленький грызун – очень мощный инструмент исследования и служит для самых разных целей. Это, с одной стороны, возможность создавать генные конструкции, "включать" и "выключать" гены. С другой – использование в клинических испытаниях препаратов.
Как же приобщиться к мышиному разнообразию? Невозможно вывести и содержать 300 тысяч линий. Выход – создание криобанка, или хранилища эмбрионов. Если содержание и поддержание одной линии занимает около трех кубометров (стеллаж, клетки с животными и пр.), то содержание одной линии в криобанке потребует объема пивной кружки. Существенная разница, не правда ли? К тому же, получение зародышей из-за рубежа обойдется дешевле, чем доставка живых мышей.
В связи с ориентацией на фармакологию и медицину, кроме базового оборудования для работы новый виварий планируют насытить физиологическим оборудованием для прижизненного изучения животных. Долгое время подобное оборудование не покупалось: приобретались приборы для молекулярно-генетических работ – амплификаторы, секвенаторы и спектрофотометры.
Все решают кадры
Новое оборудование, криобанк… Закономерный вопрос: если все впервые, то где взять людей, которые смогут вести подобные работы? "Да, у нас здесь нет криобанка. Зато у нас есть Сергей Амстиславский (заведующий сектора криоконсервации и репродуктивных технологий), – полушутя заметил Михаил Мошкин. – И я твердо убежден, что эта часть репродуктивных технологий у нас "закрыта". Другой вопрос – мы же хотим еще включиться и в получение трансгенных животных. В этом нам может помочь заведующий лаборатории генетики развития Олег Серов. У нас есть, кому обучать ,и мы еще не совсем иссякли".
Но если для руководящих постов кадры есть, то для "простой" работы их надо готовить. Институт уже договорился и планирует в феврале отправить четырех сотрудников для обучения в Пущино, где находится пока единственный виварий в стране, имеющий статус SPF-питомника, а в сентябре-октябре сотрудники ИЦиГ СО РАН поедут учиться в Японию.
Получение "чистых" животных
На первом этаже вивария будет расположено несколько лабораторных комнат с обычными, "нестерильными" условиями. Дальше будет "чистая зона", со всеми современными системами подачи чистого воздуха, со специальным освещением, со своим особым режимом.
Чтобы попасть в эту чистую SPF-зону, животному необходимо стать SPF-стандартизированным. Делается это разными путями: один из самых простых – обычная самка в стерильных условиях рожает путем кесарева сечения, а ее детеныши подсаживаются уже к SPF-самке.
Исключение составляют ситуации, когда животные содержат возбудителей болезни, имеющих трансплацентарную передачу (т. е. болезнь, которая может передаться от матери к детенышу). В таком случае один из способов – это специальная "отмывка" в стерильных средах, иногда даже криоконсервирование и подсадка к "чистым" самкам.
Есть еще одна очень большая задача, которую предстоит решить: в ИЦиГ СО РАН существует целый ряд уникальных, но пока еще не SPF, линий, ценных не только для Российской науки, но и представляющих интерес за рубежом. Эти линии важно стандартизировать.
"Так работают все другие системные центры такого типа. Получают линии животных, которые представляют интерес, проводят определенные процедуры и помещают в стерильные условия", – сказал Михаил Мошкин.
Сейчас в здании нового вивария, который финансируется из федерального бюджета, идут отделочные работы. Уже завезена часть оборудования для "чистых" комнат, их монтаж начнется в этом году. Общие строительные работы обещают закончить к концу года, но сам виварий начнет функционировать позже. Понадобится не меньше года, а то и двух, чтобы его запустить.
Вместо эпилога
"Я думаю, что символами современного социально-ориентированного государства являются флаг, герб, гимн и современный виварий. Это один из ключевых элементов во всей науке, развернутой на благо человека. Все исследования, направленные на здоровье человека, замыкаются здесь", – с неподдельной любовью к своей работе заметил Михаил Мошкин.
Картинка – сайт газеты "Московский комсомолец"
Фото Елены Ильницкой
Дина Голубева