Еще до начала праздника на сцене можно было увидеть классический советский коммунистический антураж: гипсовый бюст Ленина, плюшевое красное знамя, стол, накрытый красной материей, непритязательный кувшин с букетом гвоздик. Пейзаж оживлял ноутбук, с которого через проектор крутили компьютерную презентацию, сделанную в Microsoft PowerPoint, где рассказывалось об этапах уничтожения КПРФ руками "врагов", запутавших простой народ на рубеже 80-90-х гг. прошлого века. Зал постепенно заполняли люди зрелого возраста, лиц моложе 40 практически не было.
Вскоре конференция началась. Началась она, конечно же, государственным гимном с музыкой композитора Александрова и словами Михалкова – да, именно государственным гимном СССР с музыкой Александрова и одной из версий текста, придуманных за последние десятилетия Михалковым. Все встали. Я сначала призадумался, стоит ли вставать под песню, не являющуюся государственным гимном, но тут же одернул себя и призвал к партийной самодисциплине. "Мало ли как отреагируют пожилые люди, – пронеслось у меня в голове. – А я все-таки сижу в первом ряду… Дурак, надо было на последние садиться". Пришлось вставать со всеми, что немедленно запечатлел партийный фотограф. В итоге на фотографиях я стою в первом ряду вместе с партийцами преклонного возраста, стараясь удержать улыбку от комизма ситуации, что должно выглядеть, как попытка сдержать эмоции "убежденного левого патриота". Так что если компартию в будущем запретят еще раз, следователи без труда найдут против меня настоящий компромат.
После гимна первый секретарь новосибирского обкома КПРФ Анатолий Локоть быстро вручил два партбилета новым членам партии, а также несколько знаков "90 лет Советской Армии" ветеранам войны, оставшимся коммунистами. Один из награжденных ветеранов воскликнул: "Служу России!" По залу пронеслось недовольное: "Надо "Служу Советскому Союзу!" Другой ветеран выкрикнул правильно и заслужил бурные аплодисменты зала.
После этого перешли к выступлениям. Сначала с относительно короткой речью выступил Анатолий Локоть, который назвал Академгородок "одним из главных центров левопатриотического движения", хотя и подчеркнул, что далеко не единственным крупным центром в Новосибирске. Первый секретарь обкома КПРФ сообщил присутствовавшим, что либеральный проект в России провалился, левая идея торжествует, а власть пытается хоть как-то спасти ситуацию, создавая проекты вроде "Справедливой России", перехватывая руками "Единой России" левые лозунги. На этом фоне компартия научилась работать в качестве оппозиции, без помощи колоссального госаппарата. А новосибирские коммунисты стали передовым отрядом партии, без которого не происходит ни одно крупное мероприятие.
Депутата Государственной думы сменил второй секретарь Советского райкома КПРФ Виталий Сидоров, напомнивший, как происходило воссоздание партии. Организаторы в 1992-1993 гг. собирались тайно на специальных конспиративных квартирах, созванивались по специальным телефонным номерам, ожидая принятия активно обсуждавшегося закона "О люстрации*", который должен был существенно поразить в правах бывших коммунистических функционеров. По словам Виталия Сидорова, перед восстановительным съездом КП РСФСР в марте 1993 года главного организатора мероприятия, Валентина Купцова, вызывали к себе даже вице-президент Александр Руцкой и президент Борис Ельцин, угрожая ему личной ответственностью за принятые на съезде решения. А сам съезд, проходивший в пансионате на берегу Волги, был окружен тремя кольцами фээсбэшников, причем последнее кольцо и на его территории состояло из офицеров чином не ниже полковника – в общем "сорок тысяч одних курьеров".
Виталий Сидоров отметил, что сейчас партии работать стало сложнее: "Против нас используется научный багаж, накопленный всей буржуазией всего мира!" Еще бы, по мнению товарища Сидорова, США "строили всякие козни" российским коммунистам, чье возрождение придало новый импульс компартиям на пространстве бывшего СССР, а также в Восточной и Центральной Европе.
К концу выступления товарищ Сидоров стал много и долго отзываться о Викторе Кузнецове, члене ЦК КПРФ, занимавшем много лет пост первого секретаря обкома до того, как передал его при весьма бурных обстоятельствах Анатолию Локтю. При каждом упоминании "стального человека" (так Кузнецова называл Сидоров) лицо Локтя, сидевшего в президиуме, становилось отстраненно-ироническим, и хотя слова секретаря райкома встречали бурные аплодисменты зала, руководитель обкома хлопал кончиками пальцев.
А когда свое выступление начал сам Виктор Кузнецов, Анатолий Локоть встал с места и пошел по сцене. Поравнявшись со своим предшественником, он на секунду доверительно приобнял его, затем вышел из зала и уехал. Сам Виктор Кузнецов много рассказывал о восстановлении компартии в Бердске и Новосибирске, сыпал именами и историческими деталями. Например, в Советском районе ведущую роль сыграли ветеранские организации, чей руководитель Василий Бахтин предложил коммунистам использовать их как легальное прикрытие своей политической деятельности. А добраться тогда еще нищим участникам восстановительного съезда в Москву помог директор Чкаловского завода, предоставив им служебный самолет "ТУ-134".
Много (политически и даже экономически) помогал председатель СО РАН Валентин Коптюг, о котором неоднократно говорили в тот день (в основном депутат областного совета Светлана Барам). Впрочем, одно из мероприятий, посвященных 50-летию Сибирского отделения, коммунисты открыто записали в свой архив – еще бы, на фотографиях рядом с Локтем и Кузнецовым в президиуме сидят заместители председателя СО РАН Вячеслав Молодин и Василий Фомин.
В результате, по мнению Виктора Кузнецова, партия хоть и не победила, но выстояла. Только в конце товарищ Кузнецов словно бы вспомнил о своем преемнике на посту первого секретаря: "Да, Толя Локоть!.. Он тоже ведь с нами с первого дня…"
Много говорили о наступающем Дне защитника Отечества. Так, председатель районного совета ветеранов Егор Лыбин яростно критиковал контрактную армию, по его словам, "контрактник с пустыми глазами", получающий жалованье за свою работу, способен выполнить любой приказ. А вот "наша армия, которая всегда была народной", всегда будет защищать своих соотечественников. Я задумался, как бы по этому поводу высказались крестьяне, пережившие сначала продразверстку силами Рабоче-крестьянской (не какой-то там!) Красной Армии, потом – химическое оружие и бомбардировки деревень, а в итоге – и раскулачивание? А что бы сказал солдат Сычев? Я задумался и промолчал.
А закончилось мероприятие опять гимном…
*Люстрация – особая процедура проверки лиц, занимающих ответственные государственные должности, а также кандидатов на эти должности на предмет их принадлежности в прошлом к руководству коммунистических партий, службам госбезопасности или сотрудничества с этими службами. Эта проверка проводится на основании специальных законов, запретивших лицам, сотрудничавшим с коммунистическим режимом, занимать определенный перечень государственных должностей, в т. ч. избираться в органы представительной власти.
Николай Саркозин, Агентство позитивных новостей Новосибирска,
специально для Новостей Академгородка Academ.info/>