Особенности национальных законов: парадокс
В начале беседы Константин Зиновьев, старший преподаватель кафедры "Гражданского права и процесса" Сибирской академии государственной службы, указал на парадокс "авторского права": "С одной стороны, можем воспользоваться плодами интеллектуальной собственности, но этого нет на свете. Потрогать, пощупать это невозможно. Законодатель сказал: "Да, необходимо платить, необходимо соблюдать законы и права, авторов, исполнителей и т. д.", но до конца законодатель так и не определился: как это делать, механизм не разработан. Но предусмотрена уголовная, административная и гражданская ответственность".
Стоит отметить, что в Новосибирске суд уже взыскал крупные суммы с известных компаний ("Планета Стерео", "Сибмедиа", "Медиагрупп") за нарушение прав авторов. "Да, мы должны исполнять, соблюдать действующее законодательство, – продолжил Константин Зиновьев. – Если не соблюдаем – ждет ответственность, но в то же время в каждом конкретном случае, как показывает практика, вопрос по закону будет решаться индивидуально. Не потому, что кто-то лучше, кто-то хуже. Все зависит от того, кто из участников рынка смог доказать свой собственный объем прав. Есть суд, и он рассудит".
Экспериментальный путь закона/>
"Насколько я понимаю, мы говорим об условно-свободном использовании фонограмм, т. е. публичном исполнении, – уточнил Олег Колмаков, представитель Общественного движения по защите интеллектуальной собственности "Оазис". – Говорим о компаниях, которые претендуют на сбор вознаграждений за публичное исполнение фонограмм, которые звучат у нас в торговых залах, кафе, ресторанах. И для того, чтобы перейти ко второму вопросу: правомерно или не правомерно претензия различных организаций на эти деньги, я предлагаю провести эксперимент".
Одну из девушек попросил записать на листочке любой цифровой ряд. Это ее произведение. Она – автор. После попросил другую девушку озвучить произведение, а третьему – записать на диктофон. В свою очередь они стали исполнителем и производителем фонограммы.
"Вот здесь записана фонограмма, – указывает на кассету Олег Колмаков, – я всем заплатил деньги и получил творческий продукт. На территории РФ я получил исключительные права авторские, исполнительские, фонографические. Теперь я делаю деньги. Я имею право разрешить воспроизводить, использовать. Теперь возникает вопрос: кому я что должен заплатить, если публично исполняю эту фонограмму?"
Эксперимент вызвал бурное обсуждение. Но пришли к выводу, что каждый раз будут платить автору-исполнителю-фонографу, а владельцу только в случае передачи, продажи кассеты.
"А если я не покупал прав на фонограмму, но публично исполняю. Как Вы заставите меня платить и кому?" – усложнил эксперимент Олег Колмаков.
Алексей Крестьянов, представитель Общероссийской общественной организации "Общество по коллективному управлению смежными правами "Российский Союз Правообладателей", разъяснил эту ситуацию: "Наши сотрудники с диктофонами идут по предприятиям Новосибирска и фиксируют техническим способом звучащие фонограммы, после этого предприятиям вручается претензия с тем, чтобы они урегулировали отношения на использование фонограмм, если проигнорируют – будем формировать исковые заявления и подавать в суд". Или будет подано заявление в органы правопорядка на привлечение по статье 7.12 Кодекса административных правонарушений. Согласно этой статье будет выписан штраф от десяти тысяч рублей до пяти миллионов с конфискацией оборудования, с помощью которого происходила незаконное использование смежных прав.
Кому платить за музыку?/>
По итогам круглого стола к общему выводу: кому платить за музыку, не пришли. Стороны позволили себе выразить свое мнение.
Олег Колмаков представил позицию пользователя: "У нас сегодня на рынке интеллектуальной собственности сложилась такая ситуация. Пользователь вынужден платить тому, у кого больше силовых прав, тот, кто может умнее, грамотнее трактовать условия кодексов в свою пользу, привлекать на свою сторону сотрудников милиции. У нас больше работает "телефонное" право и право "силы", а не право закона. С законом еще необходимо разобраться: что он обязывает и к чему. Поэтому моя рекомендация – внимательнее относится к этой теме. Каждый пользователь должен определить свой репертуар, что же он все-таки использует у себя на предприятии. Когда определится с ним, то будет знать, кто к нему может прийти. Первый в списке стоит правообладатель, а потом все остальные, кто пытается управлять его правами. Тогда станет ясно, кому надо платить".
Иная точка зрения у обладателей смежных прав. Алексей Крестьянов: "Платить за музыку нужно в организацию по коллективному управлению правами, в виду невозможности самим авторам, исполнителям непосредственно управлять правами". То есть вы можете купить лицензионный диск. Потом следует обратиться в Российский союз правообладателей. За то, что вы используете фонограммы, записанные на диске, необходимо платить вознаграждение (проводятся определенные расчеты) и ежемесячно подавать отчет об использованных фонограммах, что прямо прописано в законе. На основе отчетов, вознаграждения уходят конкретным исполнителям, а не "налево".
Фото с сайта klopp.ru
Екатерина Унгур