Она начала свой творческий путь именно отсюда, из Академгородка. Сцена, на которую она вышла к гостям в этот вечер, Ирине напомнила ее юность. Тогда она только начала участвовать в спектаклях, которые ставила местная театральная студия. Здесь играли в основном студенты и академики. И здесь царило необыкновенное чувство свободы, о котором актриса вспоминает с особой теплотой.
"Книги практически не продавались, зато какое чувство было, когда ты находил нужное! – говорит Ирина Алферова. Сама она, по признанию, когда пришла впервые в театр, была "существом светлым, но темным". Светлым – по характеру, темным – по образованности. Здесь ее познакомили с творчеством многих запрещенных тогда поэтов: Гумилева, Цветаевой… и других...
"Мы находили, репетировали, ставили запрещенные пьесы. Я очень рада, что когда-то окунулась в атмосферу свободы, которая здесь царила!" – поделилась с залом известная артистка
Она всегда хотела играть. Она не жаждала всенародной славы, "блистать", по ее словам, ее не тянуло. Она бы осталась здесь, в Новосибирске, да режиссер театра в Академгородке не одобрил ее намерений. "Хочешь быть актрисой – езжай в Москву!" – сказал он строго. И она пошла и попросила маму купить ей билет. И отправилась в столицу. У нее не было конкретной цели покорить этот город. Она не обладала ни наглостью, ни большими амбициями, ничего не добивалась, все ей как-то просто давалось.
"Как-то само собой получалось. В жизни нет ничего невозможного", –улыбнулась Ирина.
"Что у тебя с глазами? Косоглазие?..."
На экзамен в ГИТИС она опоздала.
"Каждый, у кого я спрашивала дорогу, принимался меня отговаривать, мол, ты куда, девочка, там же все куплено, сплошной блат! Ты никогда не поступишь!" – смеется актриса.
А она взяла и поступила, даже опоздав. Просто попросила ее выслушать: мол, если я ничего не умею, это сразу будет видно…
"Я тогда совершенно не умела краситься. Своровала у мамы карандашик, нарисовала что-то без зеркала. Педагоги говорят: "Подойди поближе. Что у тебя с глазами? Косоглазие? А, это ты так накрасилась… ну-ка иди умойся!.. Умылась. Поплакала. Приемная комиссия на меня посмотрела, повздыхала: "Курс набрали, героини нет. Придется взять".
Эта фраза преследовала ее много лет, начиная с первого прихода в театр в Академгородке. Тогда ей тоже сказали: "Героини нет, берем".
"Я всегда была суровой матерью"
Впрочем, роли "героинь" ей действительно всегда лучше удавались, чем "характерные", по ее глубокому убеждению. А вот дочери Ксении наоборот. Впрочем, Ирина Ивановна вообще не хотела видеть ее в своей профессии.
"Я к неудачам отношусь просто – не всегда же быть на высоте, не всегда же блистать, жизнь – штука сложная. А Ксения так не может, – комментирует актриса свою точку зрения. – Я всегда была суровой матерью".
Быть может, поэтому Ксения прятала от матери своего жениха, Егора Бероева – Ирина Ивановна очень скептически относилась к ухажерам дочери.
"Я человек интуитивный, и это далеко не всегда хорошо. Когда ты влюблен, интуиция только мешает. Ты видишь все недостатки человека, но поздно, ты уже не можешь обращать на них внимание, – рассказывает актриса. – Ксения приводит домой молодого человека, мол, мама, какой он замечательный, посмотри! А я ей в ответ: "Да ты задай ему пару вопросов, присмотрись, он пустой человек". И она потом приходит, говорит, да, мама, ты была права. И если бы она представила Егора Бероева, и о нем первое впечатление вряд ли было бы лучше".
Она требовала многого не только от других, но и от себя. Не потому, что она хотела быть всегда и везде первой, нет…
Она требовала многого не только от других, но и от себя. Не потому, что она хотела быть всегда и везде первой, нет…"Мне казалось, что я могу людям дать что-то хорошее. У меня еще в детстве, когда я была Снегурочкой, было ощущение, что я знаю что-то, чего не знают другие, и я обязательно должна им это сказать, и тогда они будут счастливы. Я носилась по залу, подходила к каждому и к концу дня просто валилась с ног от усталости", – вспоминает Ирина Алферова.
"Я любила тишину и одиночество"
В маленьких ролях она чувствовала себя неудобно, они не позволяли ей высказать то самое неизвестное никому, кроме нее, до конца. Однако в театре ей слишком часто не давали показать свой талант в полную силу. И она это чувствовала. Однако это не мешает ей и сейчас восхищенно отзываться о своих режиссерах, о том, что они делали, и как они это делали. И, в частности, о театре Марка Захарова, где она долгое время проработала.
"Я ужасно не хотела ехать со спектаклем "Юнона и Авось" в Париж. Незадолго до этого все чествовали меня в этом городе как актрису из "Хождения по мукам", все очень хорошо помнили меня… А тут я играла всего лишь даму на балу. Мне было очень неудобно перед зрителями, – делится пережитым Ирина Ивановна. – Но, если бы я не играла, мы бы с мужем почти не виделись".
/>Муж, Александр Абдулов, был одним из главных героев в мюзикле "Юнона и Авось". Об Абдулове Ирина Алферова отзывается тепло, несмотря на то, что они "были слишком разными людьми", вследствие чего развелись: "Он любил шум, рестораны, людей, ему надо было, чтобы двери его дома не закрывались… а я любила тишину и одиночество, я уставала от общения. Но актером он был великолепным, с ним было очень приятно работать".
Почти все ее партнеры по сцене ей запомнились как люди хорошие, приятные, очень талантливые. Абдулов, Збруев, Певцов, Даль – это далеко не полных список тех, кто делил с ней театральные подмостки и съемочные павильоны.
"Время, проведенное в Академгородке, было поистине необыкновенным"
В этот раз она приехала в Новосибирск вовсе не на гастроли. Ирине Ивановне предложили стать президентом международного фестиваля семейных и детских фильмов "В кругу семьи", и она с радостью согласилась, попросив занять себя "по полной". В среду, например, актриса побывала в детском доме № 12. А уже на следующий день она приехала сюда, в Академгородок, место, которое навсегда осталось в ее памяти как место, давшее ей силу идти дальше, подтолкнувшее ее к большему.
"Я очень люблю Академгородок, – повторила актриса в конце вечера. – Время, проведенное здесь, было поистине необыкновенным".
/>Многое рассказала Ирина Алферова за два часа, много смеялась, декламировала стихи, с охотой отвечала на любые вопросы. Кроме того, зрителям, пришедшим сюда, показали два клипа с ее участием и последнюю сцену из известного советского фильма, где она снималась в паре с Абдуловым, – "С любимыми не расставайтесь".
А одно из самых любимых ее стихотворений – "Каждый выбирает для себя" Юрия Левитанского, и, возможно, оно очень хорошо характеризует ее взгляд на жизнь.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя./>/>/>
Такая она, Ирина Алферова – обо всех с теплотой и без претензий к кому бы то ни было.
Фото с сайта Люди.ру
Юлия Палькина,
специально для Новостей Академгородка Academ.info
/>