Зачем вы приехали?
Новосибирцы, присутствующие на круглом столе, не остались довольны рассказом о целях поездки писателей по России. Поэтому этот вопрос вновь был поставлен перед "Литературным экспрессом".
"Моя задача, как для детского писателя, чтобы дети стремились больше читать. Мне родители всегда говорят, что я бы с удовольствием покупала бы ваши книги, но мой ребёнок очень мало читает, он столько времени проводит у телевизора и компьютера и так мало времени проводит с книгой. И родители, особенно библиотекари, радуются, когда приезжает живой писатель, потому что действительно после общения с писателем дети начинают больше читать", – ответил за себя детский писатель Валентин Постников.
Но некоторая часть публики и на этом не успокоилась, и из зала вновь послышались недовольства, на этот раз – подготовкой гостей. Якобы и цели у вас нет, и сами вы для себя ещё не решили, зачем ваши произведения нужны, и ответы на вопросы у вас неинтересные. И тогда в аудитории началась небольшая словесная перебранка. Одни попытались сами дать ответ на вопрос, зачем же эта акция: писатели должны со своей высокой трибуны рассказать властям, какие проблемы они увидели по ходу проведения акции.
Также был высказан упрёк в сторону современных писателей, что они не продвигают свои книги: кругом – засилье ширпотреба, и среди сотен книг сложно сделать выбор, ведь не знаешь, кто же из современных писателей хороший автор. По мнению же писателей, это не их задача – "пиарить" свои произведения, писатель не должен отчитываться перед публикой, зачем он это написал, для кого написал – всё это "слишком низко".
Процесс учебный
Некоторые словесные перепалки читалей с их кумирами все же не смогли затмить основную цель встречи – разговор о целях современной литературы. Цели понимались довольно унитарно: чему все же учит (или должна учить?) людей литература?
Для ведущего круглого стола Валерия Воскобойникова, детского писателя, эта тема остаётся загадкой: "С одной стороны, литература, как один из видов искусства, – всего-навсего отражённое сознание человека, с другой стороны, понятно, что если человек во все века своего существования чему-то с переменным успехом учится, то литература ему несколько в этом способствует".
"У меня есть такое глубокое убеждение, что литература ничему учить не обязана, – продолжила прозаик, автор известных в России детективов, Полина Дашкова. – Как только она берёт на себя эту миссию, она перестаёт быть литературой. Она, единственное что может, это учить думать. А дальше человек самостоятельно, находясь в этом процессе, внутренне перерождается, открывает для себя новые истины. Любое нравоучительство, и вообще учительство, уничтожает искусство".
С Полиной Дашковой согласился и известный во всём мире фантаст Сергей Лукьяненко. Начиная поучать, наставлять произведение перестаёт быть художественной литературой, оно становится просто учебником. "Литература – это диалог читателя и писателя. Она заставляет читателя думать, подыскивать свои аргументы, ответы на вопросы, которые ставит писатель. И далеко не всегда эти ответы совпадают с ответами писателя. Этим литература и замечательна. Кино, телевидение такого диалога не предполагают, это скорее монолог, навязывание определённой точки зрения", – заметил Сергей Васильевич.
Поговорили и о стихах. "Современную поэзию понимает 1:10000 во всём мире. Та поэзия, которая была написана несколько веков назад, уже адаптирована и более или менее понятна нам. Для кого мы пишем? Для очень немногих. Во взаимодействии народа и языка поэзия создаёт поле, которое воздействует на литературу, на следующей ступени воздействует на беллетристику, на следующей – на газетный текст, и так далее. Поэзия – очень тонкая материя, которую понимают немногие", – опасаясь деградации читателя, заметил поэт Алексей Алёхин.
Умы детские
Особое значение новосибирцы решили уделить именно детской литературе, поэтому первый вопрос был обращён к детским писателям: "Каковы задачи детской литературы?"
Первым на этот вопрос ответил Валентин Воскобойников: "Первое издание для детей, которое было создано Карамзиным и Новиковым, имело название "Детское чтение для сердца и разума". Вот это гениальное название является содержанием, целью детской литературы". Валентин Юрьевич подчёркивает, что литература, в первую очередь, – это услада души. А для ребёнка, существа незащищённого, эта услада должна переплетаться с нежностью и любовью, он должен чувствовать заботу взрослого. И Валентин Воскобойников поделился своим жизненным опытом: "Дети в определённый, для каждого индивидуальный, промежуток времени, задумываются, для чего они на свете существуют. И у них появляется испуг. У меня тоже был такой период в жизни. Я думал, что все это знают, а я почему-то нет. И не было у меня такого товарища, который объяснил мне это. И однажды мне приснился сон: стою на холме, и за одну руку меня держат мои предки, а за другую мои потомки, и все они смотрят на меня с надеждой в глазах, чтобы я их не подвёл. Я понял: это один из ответов. Их много, но для каждого они свои. И отчасти такую задачу я перед собой ставлю при написании детского произведения".
Увы, не все дети рвутся искать смысл жизни в книгах. Людмила Сухова, директор Областной детской библиотеки, рассказала историю, которая была бы смешной, если бы не была столь грустной: "Я летом увидела необычайную картину: мальчик плакал над книгой. Я была просто потрясена, когда увидела это. Я подумала, что его кто-то обидел. Но оказалось, что ребёнок решил взять книги из обязательного школьного списка литературы. И все книги ему выдали, а он надеялся, что их в библиотеке не будет. Получив все книги, он расплакался – ему было жалко своего каникулярного времени".
Вот так.
Фото Ирины Гавва
Юлия Огородникова