Лекцию-беседу Сергей Мирошников начал академически: выдвинул тезисы и принялся за доказательства.
Проектор конфликта – внутреннее состояние Грузии/>
"Я совершенно уверен, что всё произошедшее на Кавказе – производное внутренних событий в Грузии. Таков первый компонент развязавшейся войны. Внешние факторы тоже были, но всё же важнее то, чем и как живёт Грузия". Первый тезис гость из Томска доказывал, подкрепляя рассказ историческими фактами. "Практически все постсоветские республики, кроме России, оказались в труднейшем положении после распада Советского Союза. С одной стороны, сохранившаяся связь с Россией, с другой – попытка переориентации на другие модели. И на фоне этого внутреннего дисбаланса при выборе внешнеполитической тактики и самоопределения стран в них разразился страшный экономический кризис. И Грузия не исключение. При этом нужно помнить о менталитете грузин и о национальной разнородности. В Грузии национализм – огромная проблема, плюс все национальности живут очень компактно. – Сергей Мирошников подчёркивает связь между националистическими настроениями грузин и исторически сложившимся национальным колоритом. – Эти два факта постепенно вылились в конфликты, и они были неизбежны".
Мирошников видит расцвет национализма в Грузии во время правления З.В. Гамсахурдии: "Грузии не существовало как нормального, цивилизованного государства". Следующий этап – правление М.Н. Саакашвили. И здесь лектор апеллирует к его образованию в США: "К сожалению, Саакашвили учился в США в то время, когда она восприняла себя главным действующим лицом на мировой арене. Идея победы либеральной демократии – с одной стороны, с другой – идея о том, что достаточно общество заставить поверить в демократические ценности, и мир будет идеален". Это, по мнению гостя, привело к тому, что американцы стали самозабвенно изменять мир и учить людей демократии. Но США не справились с этой задачей.
Маленькая победоносная война/>
"Саакашвили не повезло. Получив такое чёрно-белое американское восприятие мира, приехав в Грузии, он увидел, что Грузию нужно менять. И сделал многое для становления страны, – Сергей Мирошников смотрит на г-на Саакашвили сочувственно. – Но Саакашвили нужно было стать национальным героем, так как он терял свою популярность в Грузии. Ему нужна была война, победоносная война. Войну-то он получил, а вот молниеносную реакцию России изначально не ожидал".
Головная боль России/>
Второй тезис – вместе с признанием независимости Южной Осетии и Абхазии Россия получила огромное количество проблем. Во-первых, Южная Осетия и Абхазия по своему развитию значительно отстают от самой слаборазвитой республики России Северной Осетии. Придётся приложить большое количество усилий и средств, чтобы залатать эту дыру: "Что мы будем делать? Мы их признали, мы расположим там военный базы – в принципе, никакой существенной пользы от этих республик у нас нет". Во-вторых, Россия столкнулась с миром, который её не понял. Это внешнеполитический кризис и должен сейчас волновать Россию в первую очередь.
Дал слово, не спеши от него отказываться/>
И третий тезис, выдвинутый томским гостем: мир неизбежно и при этом кардинально изменится. Здесь Мирошников упомянул и об американском экономическом кризисе, который, по его словам, приведёт к экономическим сдвигам во всё мире и затронет как минимум десять лет. "США, к сожалению, не выполнили ту миссию, которая была на них возложена. Они не подтолкнули мир в нужном направлении: к демократии, к торжеству закона и пр., как заявляли неоднократно. И мир ждёт кризис".
Важным моментом стало и то, что, признав независимость Косово, США до сих пор не могут обосновать свои же слова, что Косово – это особый случай: "Но когда у США спросили, в чём же эта особенность, ничего внятного они не смогли ответить". Мирошников напомнил, что Россия, которая была против образования нового государства, постоянно подчёркивала, что признание независимости Косово станет бомбой замедленного действия. Это видели и те страны, у которых также есть проблемы регионального уровня (Китай, Испания и др.). Таким образом, был открыт ящик Пандоры.
"Но процесс запущен. Европа должна осознавать, что есть такие страны, которые разделены искусственно – карандашом по карте: это Африка и Азия. И сейчас все те страны, что признали независимость Косово, не могут апеллировать к принципу территориальной целостности, – уверен политолог. – Этот принцип дискредитирован."
Фото автора
Юлия Огородникова